Тина Штольт. Игра света и тени

В 2007 году в рамках международного фестиваля «Дни немецко-российской культуры» в Дальневосточном художественном музее состоялась выставка инсталляций художницы из Германии Тины Штольт. Экспозиция, получившая название «Тени времени», дала возможность зрителю вновь прикоснуться к образцам современного искусства.

Вглядываясь в инсталляции и рисунки Тины Штольт, постепенно приходишь к мысли о том, что ее авторское видение и индивидуальная манера реализации своих творческих замыслов недалеки от образцов классического искусства. И, по сути, имеют ту степень выразительности, которая уже была воплощена старыми мастерами или же художниками рубежа XIX–XX веков. Самые первые непосредственные ассоциации связаны с рисунками Родена, Шиле, Климта.

Искусство рисунка в руках Тины Штольт обращается в инсталляции. В них — облегченные от излишней фактуры образы. Сохранив подвижность, женские обнаженные тела произвольно расположились на газовой ткани. Они почти прозрачны, легки, стремятся к полету, и в то же время обладают экспрессией чувственной плоти.

Прежде чем делать ту или иную выставку, художница сначала осматривает пространство, душой проживает потоки его незримых энергий. Монтаж экспозиции тоже является актом творения. В результате единое пространство инсталляции и выставочного зала играет решающую визуальную роль. Где бы ни экспонировались работы Тины Штольт — в стенах старого монастыря или бывшего промышленного цеха — в любое место они вносят гармонию. Создается впечатление перерождения пространства, которое вдруг наполняется осмысленной, чувственной энергией.

Визуальный контакт с инсталляциями Тины словно дает зрителю возможность раскрыть в себе особого рода ясновидение. Ты вдруг способен увидеть все то, что раньше было позволено только чувствовать: особую энергию, обретающую у Тины мягкую, грациозную, едва намеченную оболочку линии, формы, фигуры, образа. Впечатление усиливается, если в пространстве есть едва уловимое движение воздуха. Тогда инсталляции начинают жить своей жизнью, и создается естественное мерцание светотеней...

При знакомстве с художницей мне показалось, что Тина немногословна и менее всего склонна говорить о смысловой стороне творческого вдохновения. Конечно, она права. Тина Штольт убеждена, что главное — индивидуальная работа души самого зрителя.

— Изображенное — это рассказ о моих впечатлениях, а каждый посетитель находит что-то свое, — говорит Тина Штольт. — Прозрачность материалов, с которыми я работаю, важна: можно двигаться в любом направлении выставочного зала, выбирать любую точку обзора, варьировать взгляд. Именно в движении постоянно меняется угол зрения на фигуры.

— Тина, вы провели в Хабаровске мастер-класс «Пространство и рисунок. От рисунка к инсталляции». А каким образом вы сами проходите этот путь?

— Сначала я прихожу в то место, где планируется экспозиция. Инсталляция требует долгой подготовки, потому что она готовится именно для того места, в котором будет представлена. Инсталляцию нельзя отделить от контекста пространства. Я размышляю в том месте, мои ощущения обостряются, я начинаю рисовать прямо там. Делаю фотоснимки. Дома продолжаю рисовать, оставаясь в том особом состоянии. Несмотря на то, что готовая инсталляция выглядит набором незаконченных эскизов, для них я делаю большое количество зарисовок, из которых выбираю, как мне кажется, подходящие. Затем продумываю конструкцию, как может выглядеть инсталляция. И хотя происходит большая живописная работа с привлечением печатной графики, я называю это рисунками.

— Кроме того, что представлено на выставке «Тени времени», у вас есть и другие работы. Расскажите о них.

— Да, у меня есть объемные инсталляции, но их, к сожалению, нельзя транспортировать. При определенном освещении эти конструкции из проволоки, обтянутой газовой тканью, образуют тени на стенах, за счет чего создается дополнительный особый рисунок, входящий в единое пространство композиции.

— Я знаю, что некоторые ваши инсталляции были представлены в соединении с современным танцем.

— Действительно, на презентации одной выставки, где были представлены разные художники, рядом с моими инсталляциями выступала японская танцовщица, которая видела мои работы впервые. Она импровизировала. Это было интересно и для нее, и для зрителей. Что же касается данного направления, время от времени я как декоратор работаю совместно с театром танца. Именно театральное искусство позволило мне понять решающее выразительное значение света. При перемене освещения меняется вся композиция в целом. Именно поэтому я ввожу в свои инсталляции световые эффекты.

— В вашем творчестве доминируют женские образы.

— Я художница и пользуюсь ощущениями своего тела, тем, как я воспринимаю мир. Для меня важна творческая самостоятельность. Для женщины-художницы не так просто занять самодостаточное место в мире мужчин, если вы понимаете, о чем я.

— Тина, вам как педагогу во время мастер-класса для русских студентов какие мысли важно было донести?

— Мне кажется, что русский образовательный метод в настоящее время только на пороге нового. Художественное обучение в России, на мой взгляд, консервативно. Но ваша школа готова к диалогу. Многие перемены в образовании происходят через личный контакт студентов с современными художниками, представляющими актуальное искусство.

Анастасия БЕРКОВСКАЯ
Фото Валерия МАЙОРОВА


Тина Штольт

1964 — родилась в Гуммерсбахе (Германия).

1984–1991 — изучение истории искусства, графики и психологии в Марбурге.

1991–1993 — руководство печатной мастерской института графики и живописи (университет Philipps, Марбург).

1996 — ателье GEDOK в Любеке.

1996, 2001, 2005 — декорации театра танца, Бротфабрик/Бонк.

2002 — преподаватель Педагогического института Карлсруэ по классу печати и рисунка.

2008 — руководитель летней академии в Марбурге.