Космос Валерия Смирнова

Легенда о трех солнцах. 1980. Бумага, смешанная техника, печатная графика. 50 х 60 Порой встречаются люди, умеющие и успевающие сделать столько, словно никогда не останавливаются и бодрствуют по 25 часов сутки. К ним относится и художник Валерий Смирнов — один из основателей школы графики на Дальнем Востоке России. Вот почему в работе над этой статьей пришлось максимально сжать фактический материал, поскольку его невозможно отразить в одной публикации.

Лето. Цикл «Охотское побережье». 1969. Холст, темпера. 60 х 73

Творческая биография Валерия Смирнова, а в 2020 году у него не только юбилей, но и 50-летие вступления в профессиональный творческий союз, насыщена поисками и экспериментами. Большая часть жизни художника приходится на время, которое обычно называют периодом развитого СССР. Это время эстетически целостно раскрывается Валерием Александровичем в изобразительном искусстве. Он обладает даром ощущать его течение, переживая значимые события Дальнего Востока и всей страны в творческом опыте. Рассматривая произведения Смирнова, чувствуешь, как оживает прожитое, обретая в памяти четкие очертания, а мысль начинает искать и открывать новые смыслы уже прошедшего.

Детские и юношеские годы Валерия Смирнова прошли на необъятных просторах бывшего Советского Союза. Глава семьи Александр Алексеевич Смирнов был инженером правительственной связи, и его чрезвычайно ответственная работа была сопряжена с постоянной сменой места жительства. Детство Валерия — постоянно менявшийся калейдоскоп впечатлений. Была экзотика солнечных республик бывшего СССР, потом Москва, Алтай, Сибирь, Дальний Восток — и всегда окружение новых друзей.

Реставраторы. Серия «Творчество». 1967. Бумага, цветной карандаш. 60 х 40. ДВХМ

Путь к будущей профессии наметился не сразу, хотя Валерию нравилось рисовать. Вероятно, это передалось ему от отца, умевшего хорошо чертить, искусно владевшего шрифтами и любившего искусство. Сначала он профессионально занимался спортом — хоккеем с шайбой. Потом был горнорабочим поисково-разведочной партии, рабочим связи и слесарем на железной дороге. Непростым испытанием стала в 1959–1962 годах служба в армии в топогеодезическом отряде. Однажды во время разведывательных топографических работ он потерялся в таежной глуши. На всю жизнь запомнились Смирнову двое тревожных суток в лесу, когда с наступлением ночи приходилось забираться на сосну и привязывать себя ремнем к стволу, чтобы не сорваться.

На дневное отделение ХГФ Смирнов пришел в 22 года с жизненным багажом самостоятельного, поработавшего и повидавшего мир человека. Возраст факультета был совсем детским — ему исполнилось всего три года. Но счастливое совпадение — в его мастерских преподавали выпускники ведущих художественных вузов Москвы, Ленинграда, Харькова и других. Можно сказать, что факультет стал той точкой отсчета, с которой действительно началась творческая работа будущего художника. Кроме учебы на дневном отделении Смирнову приходилось постоянно подрабатывать. Коренные хабаровчане, конечно, не догадывались, что некоторые красочные афиши на фасаде кинотеатра «Гигант» несколько лет рисовал гуашью Валерий Смирнов со своим однокурсником и другом Виктором Артеменко.

Новые снасти. Цикл «Охотское побережье». 1969. Холст, темпера. 64 х 80

Как любому выпускнику худграфа, ему запомнились пленэры, и не только студенческие, но и те, когда Валерий Александрович уже работал преподавателем на факультете. Они проходили в отдаленных местах: низовья Амура, Приморье, Зейская ГЭС, Охотское побережье, Камчатка... Постепенно география творческих поездок будет расширяться по всей стране, Европе, а затем и по зарубежному Дальнему Востоку.

Значительно позднее новые впечатления и опыт приходили на творческих дачах «Сенеж» и «Челюскинская». В советское время там можно было работать и общаться не только с молодыми, но и с известными художниками Советского Союза, а также зарубежья. Все увиденное сначала переливалось в натурные этюды, заполняло объемистые папки рисунками и зарисовками, чтобы затем творчески переосмысливаться. На картинах и графических листах Валерия Александровича встанет край-труженик с непростой исторической судьбой, с его коренными народами, рыбаками и охотниками, чья жизнь неотделима от прихотей и опасностей природы, поселковыми рабочими и обаятельной сельской интеллигенцией, пограничниками и военными летчиками. Все они, живущие здесь, в глубинке, на Дальнем Востоке, любящие его, честно и много работают, защищают далекие рубежи России вопреки тяжелому климату и скромно обустроенному быту.

Парашютный десант. Серия «Авиация». 1973. Бумага, авторская техника.  50 х 65

Смирнов стал принимать участие в профессиональных художественных выставках еще на старших курсах. Графический лист «Реставраторы» из серии «Творчество» — дипломной работы выпускника худграфа Смирнова, будет взят в собрание Дальневосточного художественного музея. Об этой серии упоминает в своем исследовании искусствовед В. Г. Старикова. Композиция «Реставраторы» сделана обычными цветными карандашами на сочетании мягкой тушевки и точно проложенных линий. Теплой цветовой гаммой высвечен фрагмент старинной фрески с кропотливо работающими над ней мастерами. Словно проявляющаяся фигура ангела своим горячим свечением растворяет сумеречную прохладу храма («Реставраторы», 1967).

Ранние живописные работы Валерия Смирнова из цикла «Охотское побережье» (1966–1968), выполненные в технике темперной живописи, были также отмечены специалистами (например Т. А. Давыдовой) как современное направление в искусстве. В этих произведениях отразилось авторское восприятие и переданы будни охотчан, занятых рыбацким промыслом («Новые снасти», «На берегу», «Лето»). Художником подмечено самое узнаваемое и характерное: каскады сетей и баркасы на берегу, спорая работа тружениц рыбного цеха. Письмо отмечено обобщенностью форм и сдержанным колоритом. Люди и их обычные дела, малые и большие, стали сутью цикла «Охотское побережье».

Задание выполнено. Серия «На страже рубежей» .1981.  Бумага, карандаш. 50 х 65

Значительную роль в творческой биографии художника сыграли встречи с пограничниками и военными летчиками. Удачей Валерия Смирнова стало создание серии «Авиация» (1973–1974). На художественное решение листов повлияла реальная обстановка, которую увидел молодой художник в авиаотряде во время творческой поездки. Впечатления фиксировались только в памяти, так как нельзя было ничего ни зарисовывать, ни фотографировать. Увиденное отразилось в очень разных по композиционному решению автолитографиях («Дальняя авиация», «На стоянке»). Безлюдный суровый пейзаж с летящими над слоистыми облаками боевыми самолетами и только силуэты тех, кто остался в пункте управления следить за светящимися в темноте приборами. Листы объединяет не только тема, техника исполнения, но и плотный, холодный колорит. С первого взгляда в серии только небо, суровая природа и самолеты, но один лист с куполами парашютистов, словно небесная волна, полон голубого простора и ощущения полной свободы («Парашютный десант»).

Изыскатели. Серия «Байкало-Амурская магистраль». 1975. Бумага, цветная автолитография. 49 х 65

Валерий Александрович — художник, живущий в ритме современности. Он чувствует время и передает события, избегая фальши и ложного пафоса. «Стройкой века», как писали в газетах, стало возобновление строительства восточной части Великого Северного железнодорожного пути (советский проект, берущий начало еще в 1928 году). Весной 1974 года Байкало-Амурская магистраль стала Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. БАМу посвятили произведения многие художники бывшего Советского Союза, эта тема стала обязательной приметой художественных выставок. Время уже смыло все конъюнктурное, заглушило трескучие лозунги и «пылкие» речи тех лет.

Мостостроители. Серия «Байкало-Амурская магистраль». 1975. Бумага, цветная автолитография. 49 х 65По инициативе молодежных организаций в 1974–1976 годах Смирнов несколько раз в составе творческой группы художников побывал на БАМе. В графических листах серии «Байкало-Амурская магистраль» он сумел рассказать о событии просто и непредвзято, нашел свои художественные приемы, тщательно отбирая натурный материал и обобщая его. Насытил композиции приемами монтажной графики и фактурными эффектами. Не распыляясь на мелочные детали, Смирнов смог показать грандиозность стройки, суровость дремучей тайги и силу трудового подвига. Атмосфера созидания и преображения передана в самой динамичной автолитографии «Мостостроители» (1975). График увидел не только громоздкие конструкции, рядом с которыми человек просто песчинка, мощную технику, бурящую горную породу, но и то, без человек просто не может жить в таких условиях, — задушевную песню у костра («Костры и песни»). В лавине «бамовских» произведений, заполонивших выставочные залы Советского Союза в 1970-е годы, графическая серия, созданная Смирновым, прозвучала свежо. Некоторые композиции были репродуцированы в лучших специализированных отечественных и зарубежных изданиях, а также каталогах того времени. Серия «Байкало-Амурская магистраль» Валерия Смирнова принесла художнику известность в стране. Ее листы и сейчас современны благодаря не только выигрышной теме, но и профессиональному мастерству индивидуального почерка мастера.

Космос. Продолжение мечты. Серия «Космос».1976.  Бумага, цветная автолитография. 80 х 60. ДВХМТема космоса — одна из триумфальных страниц в истории Советского Союза и истории мировой науки. Освоение космического пространства, первые спутники, выход советских космонавтов в неведомое — это грандиозно не только с позиций развития мира науки и техники, но даже на абсолютно житейском, профанном уровне вызывало тогда ощущение чего-то восторженного и совершенно несопоставимого с реальной жизнью. Внезапное вторжение в художественную культуру новой темы, конечно, обуславливает поиски художника в выражении новых пространственных границ, фиксации меняющихся временных рамок и передачи абсолютно нового культурного опыта людей. Изменились представления о классической картине мира, изменилось сознание и восприятие мира людьми. Художники начали творческий поиск в изображении не вечной пустоты космоса, а уже наполненного глубоким смыслом культурного пространства, обогащенного мощными прорывами научных экспериментов.

Яков Дьяченко. Серия «Память и памятники». 2008.  Бумага, авторская техника, гуашь, карандаш, коллаж, принтованная печать. 50 х 70В 1975 году состоялись стыковка и совместный советско-американский полет по научной программе «Союз» — «Аполлон». Это было плодотворное время тесного международного сотрудничества многих стран. В 1976 году в рамках межправительственного соглашения по программе «Интеркосмос» было принято решение о сотрудничестве стран-участниц в области культуры. Участником первой встречи мастеров изобразительного искусства, проходившей в Доме творчества СХ СССР «Сенеж» (1976) стал Валерий Смирнов, побывавший затем также в составе специализированной творческой группы в Звездном Городке. Итог творческой работы — участие Смирнова в международных выставках, посвященных мирному освоению космоса.

В создании серии «Космос» художник, используя возможности монтажного метода, структурирует в одном листе одновременно несколько композиций. Сделано это так органично, что не нарушается целостность общего замысла. Рассматривая листы, можно заметить, что центральный мотив — человек в космическом пространстве, по сути, представлен в обрамлении истории его освоения. Смирновым сюда включены узнаваемые научные артефакты: древние армиллярные сферы и телескопы, чертежи и фрагменты формул, ракеты и корабли. Усиливает зрелищность богатство фактурных и цветовых эффектов автолитографий («Космос. Укрощение огня», «Космос. Продолжение мечты», 1976).

Пустынный берег. 1980. Бумага, смешанная техника, печатная графика. 50 х 60

Серия «Космос» экспонировалась в Москве и на многих зарубежных выставках. Одна из них в 1976 году по договоренности с НАСА и советского космического агентства была организована к 15-летнему юбилею полета Ю. А. Гагарина. Совместная художественная выставка советских и американских художников проходила в Хьюстоне. Именно тогда автолитографии из серии «Космос» Валерия Смирнова вошли в экспозицию Музея космоса НАСА в Хьюстоне (США).

Между тем Дальний Восток никогда не исчезал из сферы внимания Валерия Александровича. В 2008 году на Х региональной выставке он показал серию «Память и памятники» («Ерофей Хабаров», «Яков Дьяченко», «Н. Н. Муравьев-Амурский»), герои которой известны каждому хабаровчанину. Единая композиционная структура, в которой центром является монумент, соединяющий визуальные образы прошлого и настоящего города и его герб, дополнена интересными цитатами из исторических источников. Мастером использованы приемы графического дизайна и воспроизведение в технике принтерной печати.

Солнечная долина. 2000-е. Холст, масло. 55 х 77Валерий Александрович всегда работал как живописец. Его творческая манера с годами менялась. В раннем цикле произведений «Охотское побережье» он писал большими отношениями и достаточно обобщенно. Позднее в его манере проявилось стремление как можно точнее изобразить увиденное, не утрачивая при этом выразительности фактуры наложенных мазков, даже в миниатюрных произведениях («Июльские поля», 2000-е). Порой он замечает и пишет необычные состояния природы. Таким, например, было яркое освещение ложбины среди приморского леса, когда возникало ощущение, что оттуда светит само солнце, сообщая небу золотое свечение («Солнечная долина»). Много раз Смирнов рисовал и писал камни Сикачи-Аляна. Кроме графических листов им написаны на холсте «Легенды и мифы Амура» («Камни веков», «Три солнца», «Песня», 2003).

Интересны размышления художника о специфическом языке графики. Ее привлекательность, по словам В. А. Смирнова, «в мобильности и широком диапазоне технических возможностей, где есть пространство для эксперимента». Художник говорит, что пластичность графики в ее свойстве мгновенно фиксировать новое. И, конечно, ее серийность, позволяющая осветить явление более выпукло и рельефно, выявив новые грани. Со своей стороны могу отметить лишь то, что найти взаимосвязь этих классических свойств графики может только очень трудолюбивый и склонный к постоянному творческому эксперименту мастер.

Камчатский мотив. 2000-е. Холст, масло. 60 х 80 Можно сколько угодно спорить о природе творчества и о том, что является ядром творческой мысли, и главное, как же она зарождается. Действительно, идеи порой рождаются словно бы из ниоткуда. Мог ли случайно увиденный Валерием Александровичем на стадионе открытый блокнот тренера с рабочими пометками и хронометражем тренировок спортсменов внезапно пересечься в его сознании со спортивными событиями личной юношеской биографии? На самом деле этого не знает и не узнает никто, и автор экспериментальной спортивной серии в том числе. Ведь увидел художник только блокнот тренера, но это случайное событие стало импульсом к новому прочтению темы спорта, исследованию новых для него художественных приемов и техники воспроизведения. В прошлом у Смирнова уже была замечательная серия «Молодость и спорт» (1982) для Олимпиады-80, проходившей в Москве.

Лучники. Серия «Спорт. Блокнот тренера». 2011.  Бумага, смешанная техника, принтованная печать. 55 х 75 Большие по размеру листы серии «Спорт. Блокнот тренера» (2011) полны запредельной экспрессии («Прыжки в высоту», «Лучники»). Организация композиций напоминает коллаж ускоренной репортажной съемки, концентрируя ритм неожиданными обрезами. Молниеносная энергия и напряжение буквально на разрыве мышц движущихся спортсменов, словно переливается зрителю. Можно почти физически ощущать запредельные возможности их тел. Монтаж пространственных зон, связанных с сюжетной линией соревнования, «перебивается» фрагментами торопливых записей тренера. В каждом листе художник одновременно показывает итог — праздник великолепного состязания и повседневную тяжелую и изнурительную работу. Смирнов достигает синтеза различных видов графики, соединяя плакат и фотомонтаж. Все вместе создает захватывающий эффект сиюминутности происходящего.

Иллюстрация к книге А.Вальдю «Сказки бабушки Лайги». 1993. Бумага, смешанная техника, принтованная печать.  42 х 29 Валерий Смирнов оформил более 40 книг дальневосточных писателей и поэтов. Среди них В. Н. Александровский, А. Л. Вальдю, В. И. Клипель, Л. И. Миланич, С. А. Тельканов, П. В. Халов и другие. Сам художник считает наиболее удачным оформление книги Алексея Вальдю «Сказки бабушки Лайги». Силуэтные, подцвеченные изображения героев сказок и все орнаментальные элементы в иллюстрациях словно вырезаны, но не положены на бумагу, а отбрасывают условные тени на ее белый фон. Образный язык композиций, построенный на орнаментальных и этнических особенностях культуры ульчей, продуманная стилизация и авторская техника исполнения абсолютно новаторские.

Каждое поколение художников стремится отразить свое видение меняющегося мира. Не всем удается не только найти свой узнаваемый художественно-образный язык, но и постоянно совершенствоваться. В. А. Смирнова по праву называют в числе основателей школы графики на Дальнем Востоке. За долгую жизнь им создано многое, но до сих пор именно наш край является для Валерия Александровича необъятной творческой мастерской. Постоянно работая и экспериментируя, он продолжает оставаться на разбеге нашего времени и быть современным.

Виктория ШИШКИНА
Фотографии предоставлены В. А. Смирновым


Валерий СмирновВалерий Александрович СМИРНОВ, заслуженный художник РФ. Родился в г. Свободном Амурской области в 1940 г. С 1962 по 1967 г. учился на художественно-графическом факультете Хабаровского государственного педагогического института, до 1971 г. преподавал на кафедре рисунка и живописи.

Произведения экспонирует с 1966 г. В 1970 г. принят в Союз художников СССР (секция живописи) и через год стал заниматься исключительно творческой работой. Всегда проявлял активность в деятельности Хабаровской краевой организации ВТОО «Союз художников России», неоднократно присутствовал на съездах и пленумах Союза художников СССР. С 1973 по 1983 г. был членом молодежной комиссии Союза художников России (Москва).

С 1967 по 1983 г. участвовал почти всех всесоюзных и всероссийских художественных выставках (Москва), а с 1976 г. в зональных «Советский Дальний Восток», «Дальний Восток», региональных и городских. Был участником международных выставочных проектов (США, Китай), провел две большие персональные выставки в 2010 и 2015 гг. Произведения художника находятся в коллекциях Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Музейно-выставочного центра Забайкальского края (Чита), Музея современного искусства ЕАО (Биробиджан), Картинной галереи им. А. М. Федотова (Хабаровск), Художественного фонда России (Москва), Музея космоса НАСА в Хьюстоне (США).

Настольная медаль В.А. Смирнова «200 лет со дня рождения А.Г. Венецианова»Творчество В. А. Смирнова отмечено многочисленными наградами. Вот лишь некоторые из них: 1967 — памятная медаль «50 лет Октября» за участие в III Республиканской художественной выставке «Советская Россия» (Москва); 1972 — премия ЦК ВЛКСМ на Всероссийской выставке молодых художников за серию графических работ «Авиация» (Москва); 1972 — поощрительный диплом как участнику Всероссийского конкурса искусства книги (Москва) за оформление книги «Хабаровский край. Год 1970. Люди, события, факты»; 1976 — премия ЦК ВЛКСМ на Всероссийской выставке молодых художников за серию графических работ, посвященных строительству Байкало-Амурской магистрали (Москва) и в этом же году — диплом лауреата и премия хабаровского комсомола в области литературы и искусства; 1977 — памятная медаль «60 лет Октября» за участие в V Республиканской художественной выставке «Советская Россия» (Москва); 1980 — памятная медаль «А. Г. Венецианова»; 2005 — присвоено почетное звание «Заслуженный художник Российской Федерации»; 2008 — памятный знак губернатора Хабаровского края «150 лет Айгунского договора. За заслуги»; 2010, 2011 — почетные грамоты губернатора Хабаровского края за заслуги в области изобразительного искусства; 2015 — золотая медаль «Духовность, Традиции. Мастерство» Союза художников России.


ИСТОЧНИКИ

  1. Старикова В. Художники Приамурья. Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1968.
  2. Художники Хабаровского края: альбом. Хабаровск: М-во культуры Хаб. края, 2011.
  3. Das Land kühner Taten, Projekte und Entdeckungen // Kultur und Leben, 1978, № 8, p. 24–27.