Прогулки по аллеям и эпохам

История парка имени Н. Н. Муравьева-Амурского

Парк имени Н. Н. Муравьева-Амурского на высоком амурском берегу — ровесник Хабаровска. Со времени основания города он был излюбленным местом отдыха жителей.

Точную дату его появления назвать сложно. Городской сад был изображен на первых чертежах, разработанных землемером М. М. Любенским еще в 1864 году, и располагался между устьями речек Ури и Бури. Можно предположить, что при разработке схем застройки на этом участке должен был остаться кусочек девственной дальневосточной природы, восхищавший своей красотой всех прибывших к берегам будущего города. С другой стороны, сказать, что парк состоит из исторического древостоя, старше самого Хабаровска, тоже нельзя: естественные насаждения сохранились только в верхней части оврага за Дальневосточным художественным музеем [3, с 35–40]. Следовательно, территорию парка предварительно раскорчевывали и засаживали уже согласно плану.

Часовня святой Марии Магдалины. Фото Э. НиноВероятно, сад был разбит на склонах утеса вокруг церкви святой Марии Магдалины, заложенной солдатами 13-го линейного батальона под командованием Я. В. Дьяченко в начале второй половины XIX века. К 1870 году храмовое сооружение обветшало, и его разобрали. На этом месте воздвигли часовенку в память о первой православной церкви на хабаровских землях. Сохранилось немало снимков часовни благодаря фотографам Э. Ф. Нино и А. П. Лукину. Часто ее ошибочно принимают за саму церковь святой Марии Магдалины, но к моменту работы фотохудожников изначальной постройки уже не было. Часовню же снесли только в 1929 году с приходом советской власти.

Сад разрастался и менял свой облик вместе с городом, его окружившим. Расширялись границы, густели аллеи, ветвились тропинки. Многие горожане прикладывали усилия для этого. В их число входили уважаемые и значимые для Хабаровска люди, например известно, что часть главной аллеи собственноручно засажена генерал-губернатором А. Н. Корфом и его семьей еще в самом начале деятельности барона на этом посту [1, с 171].

Бульвар и памятник Муравьеву-Амурскому. Изд. Кунст и АльберсСогласно архивным записям, сад находился в военном ведомстве с 1884 года. Это было связано с возведением Гарнизонного собрания (сейчас в этом здании находится Дальневосточный художественный музей). Спустя десятилетие парк передали в ведение города, а именно под попечительство новообразованного института общественных наблюдателей. Статский советник Г. И. Мурашев (старожил Хабаровска, служивший администрации еще при А. Н. Корфе) стал первым ответственным за городской сад. Видный общественный деятель не понаслышке знал про озеленение и уход за деревьями. На приобретенном у городского управления участке земли он развел один из самых лучших фруктовых садов в Хабаровске [5].

В 1891 году городской парк приобрел первое из своих главных украшений — памятник генерал-губернатору Восточной Сибири графу Н. Н. Муравьеву-Амурскому. Скульптура была отлита из бронзы в Санкт-Петербурге по проекту академика А. М. Опекушина. Ее эскиз утвердил сам Александр III. Торжественное открытие памятника приурочили к прибытию в город наследника престола, цесаревича Николая. Событие сопровождалось ярмарочными гуляниями, выступлениями военных оркестров и праздничной иллюминацией сада.

У жителей дореволюционного Хабаровска памятник генерал-губернатору всегда ассоциировался с самыми важными событиями — годовщинами города, визитами знатных гостей (что само по себе было праздником в далекой провинции) и другими торжествами. Все самое радостное и интересное начиналось у подножья пьедестала, как будто с одобрения самого бронзового графа, и растекалось по аллеям со светом фонарей, отблесками фейерверков, оркестровой музыкой и нарядными толпами.

Памятник В. Ленину на постаменте памятника Н. Муравьеву-АмурскомуСлучались в парке и неприятные для горожан происшествия. Из их числа — порча постамента и скульптуры генерал-губернатора в 1908 году. 15 мая злоумышленники облили памятник неизвестным составом. Очистить главную парковую достопримечательность удалось только 7 октября. После всех неудачных попыток избавиться от следов вандализма городской думе пришлось ассигновать 500 рублей артели итальянских каменщиков. Мастерам потребовалось сделать также и околку всего пьедестала, чтобы от нападения не осталось следов. Поймать преступников не удалось [1, с 244].

После этих событий скульптура Н. Н. Муравьева-Амурского гордо возвышалась над волнами зеленеющих крон деревьев еще 17 лет. В эпоху больших перемен, в 1925 году, бронзовую фигуру графа сбросили с постамента и переплавили, а на его место водрузили бетонную статую В. И. Ленина. Так и в парке сменилась власть...

Непростая задача — найти фотографии городского парка с памятником Ленина после 1925 года. К сожалению, вождь мирового пролетариата в таком исполнении не смог стать яркой достопримечательностью города. На столь внушительном постаменте, предназначенном для скульптуры высотой в 4,5 метра, двухметровый серый силуэт выглядел более чем скромно. Однако господство идеологии в городском саду продлилось меньше, чем ее господство в государстве. В 1983 году статую заменили стелой «Ладья» в память о первых землепроходцах. Спустя приблизительно шесть лет было принято решение вернуть графа Н. Н. Муравьева-Амурского на законное место, но сделать это удалось только в 1992 году.

Памятник первопроходцам «Ладья»Неотъемлемой частью сада всегда была оркестровая музыка, и звучала она в основном в праздничные и выходные дни. Изначально музыкальные коллективы были военными. Духовые оркестры 24-го и 29-го Восточно-Сибирских стрелковых полков выступали поочередно, но по большим праздникам могли объединиться или расположиться в разных частях парка и играть одновременно. Оркестр нанимали на летний сезон. Городу это обходилось в немалые тогда 500 рублей, которые закладывались Хабаровской думой в смету заблаговременно, как и строительство новых объектов в городском саду. Иногда оплату оркестра брал на себя кто-нибудь из предпринимателей за право торговой деятельности на территории парка. Например, в 1909 году господин Нагибин просил у думы разрешение на открытие здесь буфета с целью продажи крепких напитков. За это он обязался в течение всего лета «содержать оркестр музыки», который будет играть ежедневно. Разрешение предприниматель получил «в виде опыта на один месяц» и без возможности торговать за пределами веранды, на которой располагался буфет [4, с 66–68]. Кстати, работу ансамбля Нагибин оплачивал полный сезон.

В 1906 году для выступления музыкантов построили беседку. Она просуществовала совсем недолго, и точно не определить, в какой именно части парка находилась. В 1908 году городское управление приняло решение разобрать беседку, чтобы на ее месте установить памятник С. И. Дежневу. Закладку постамента совершили 16 мая во время празднования 50-летия подписания Айгунского договора. Торжество открывалось молебном на Соборной площади, войска и учебные заведения возложили венки к памятнику Н. Н. Муравьеву-Амурскому, а в Общественном собрании состоялось юбилейное открытое заседание. После этого в городском саду начались народные гуляния с играми и открытыми сценами. Завершился праздник фейерверком [4, с 59–60]. К памятной дате даже выпустили специальную медаль, изображавшую скульптуру графа с обвивающим постамент китайским драконом и датами «1858–1908». Вот только памятник так и не был установлен. Дальше фундамента воплощение проекта в жизнь не продвинулось. Скорее всего, возведение достопримечательности отошло на второй план из-за более значимого объекта — Амурского моста [2, с 191–193], строительство которого начиналось в те же годы. Потом грянула Первая мировая война, заставив позабыть о многих планах. Известно, что в 1914 году собранные на памятник средства передали в фонд помощи раненым солдатам, прибывшим в Хабаровск с полей сражений.

Закладка памятника С. Дежневу. Фото А. БодискоБез крыши над головой оркестры оставались недолго. Уже к лету 1908 года построили новую каменную «ракушку» по чертежам городского архитектора Б. А. Малиновского в господствующем в те годы стиле ар-деко. Округлая крыша изнутри обрамлялась витиеватым волнистым орнаментом, по краю эстрады шел фигурный бортик. Площадь ее была чуть меньше, чем у нынешней (установленной в 2008 году), а сцена выше, поскольку предназначалась только для выступления оркестра. Ни театральные, ни танцевальные коллективы ее не занимали. Даже скамейки, поставленные рядом с «ракушкой», были развернуты к парку и Амуру. Насколько можно судить по сохранившимся снимкам, оркестровая эстрада располагалась там же, где и сейчас.

Неизвестно, что случилось с «ракушкой» после революции, но тогда она исчезла с фотографий. Наиболее часто публикуемая версия: ее не стали восстанавливать после сильного пожара. Но документальных подтверждений факта или же газетных публикаций того времени о происшествии в архивах не сохранилось.

Музыка не затихала и после революции, даже когда городской сад стал Центральным парком культуры и отдыха (ЦПКиО). В те годы оркестр уже был эстрадным, а не военным и входил в структуру ЦПКиО на штатной основе вместе с административно-управленческим персоналом, картонажной и художественной мастерскими, планетарием и школой бальных танцев. И только в 1978 году приказом отдела культуры Хабаровского горисполкома музыкальный ансамбль расформировали. Впрочем, и в последующие годы в парке слышались голоса скрипок и виолончелей — в 1980-х теплыми вечерами в парке репетировал Дальневосточный симфонический оркестр.

«Ракушка» после 1909 годаОсобый интерес представляет судьба утеса в городском саду. С его скалистого обрыва открывался самый красивый и захватывающий вид в городе. Кто бы в наше время мог подумать, что в 1886 году комиссия по устройству города решит приспособить это место для скотобойни? С практической точки зрения замысел не был лишен рационального зерна. К тому же бойня должна была быть «построена плавучая, вполне приличного вида, кругом прочно закрытая, и убивался бы скот в такое время дня, когда нет гуляющих в городском саду, т. е. утрами или в ночное время» [1, с 58]. Распоряжение было выполнено, но стало причиной дискуссии с областным санитарным надзором. В результате переговоров приказом военного губернатора предприятие перенесли ниже по течению.

В апреле 1909 года собрание городской думы приняло решение о строительстве террасы над обрывом на утесе (по ходатайству все того же господина Нагибина). К лету на этом участке земли согласно проекту сделали насыпное покрытие и деревянную ограду, а также поставили несколько простых небольших скамеек [4, с 66–68].

Привычные для современных горожан очертания утес приобрел только в 1943 году, когда по проекту военного инженера П. А. Старикова построили знаменитое «Ласточкино гнездо». В те годы оно еще не носило столь романтического названия, а прозаично именовалось «Постом противовоздушной обороны № 1» для наблюдения за воздушным пространством. В городских реестрах постройка числилась как павильон и носила, как тогда казалось, временный характер. Но обдуваемые ветрами перемен стены (которые, кстати, изначально были красного цвета) оказались прочнее ожиданий, устойчивей военных угроз и надежнее политических убеждений.

После войны здание пустовало недолго. В 1950-х его отдали обществу спасения на водах, потом оно пКитаянки на бульваре. Издательство Н.В. Гутмана, фото Э.Э. Пильманариютило военно-морскую школу ДОСААФ, а спустя еще почти десятилетие было покинуто и забыто юными моряками. С начала 1980-х объект реконструировали под кафе. И только в 2013 году одну из самых известных достопримечательностей города передали краевому музею имени Н. И. Гродекова для создания МКЦ «Амурский Утес».

Здание на краю утеса не было первой основательной постройкой в саду. Еще в 1914 году в ведении парка оказался яхт-клуб, только что выстроенный в устье Чердымовки. Первоначально он представлял собой вытянутый деревянный павильон с длинной просторной верандой, а к 1920-м годам его заменили каменным строением. Спортивную миссию клуб выполнял совсем короткое время. Практически сразу после открытия, с началом войны, его перепрофилировали в приют для солдатских детей. Впоследствии здесь располагалось общество трезвости (что было весьма распространено в те годы во всей России), а также библиотека-читальня имени Льва Толстого. В 1928 году, когда сад стал частью организованного парка культуры и отдыха, в здании уже бывшего яхт-клуба находилось его управление. И только после основательной перестройки парка в середине ХХ века павильон начал функционировать по своему назначению. По воспоминаниям хабаровчан, в конце 1960-х годов в заливе у клуба были пришвартованы маленькие прогулочные моторные лодки, прокат которых стоил 30 копеек за час. Маршруты пролегали вдоль набережной от клуба к утесу или к левому берегу.

Яхт-клуб, располагающийся в стороне, всегда существовал несколько обособленно от остального сада. Их жизненные ритмы звучали в унисон лишь во время самых знаковых событий, таких как войны и революции в начале ХХ века.

Бульвар. Вид на Амур. Издательство Н.В. ГутманаНапример, с 1917 года, кардинально изменившего жизнь страны, жизнь парка тоже начала стремительно меняться. Сначала его переименовали в городской сквер. С того времени территория парка значительно выросла, в первую очередь за счет набережной. Небольшие насыпные спуски и деревянные лестницы и раньше соединяли зеленые аллеи с береговой полосой, а в 1928 году под общим контролем парка культуры сквер, набережная, Орлово поле и сад на Военной горе объединились официально.

На тот момент в парке появился ресторан. Он был открыт еще в 1925 году то ли коллективом безработных, то ли для него (для человека нашего времени формулировка «Ресторан коллектива безработных» непостижима). В 1936 году на месте старой деревянной лестницы от бывшего казначейства к площади возвели новую — каменную. Годом позже в парке выстроили Летний зеленый театр. Его фотографий почти не сохранилось.

Зато можно найти немало снимков водной станции, появившейся в тот же период. Станции типа «Динамо» в 30–40-х годах прошлого века строились во многих прибрежных городах Советского Союза и были первыми аналогами аквапарков. Хабаровская версия у набережной носила название «Вымпел» (так как станция с именем «Динамо» в городе уже имелась), представляла собой многоуровневую вышку для прыжков в воду и несколько деревянных помостов, отделявших часть акватории в небольшой бассейн. Здесь проводились общие утренние зарядки, тренировки по плаванию разных рабочих коллективов и соревнования по водным видам спорта. Станция функционировала до 1950-х годов, то есть до появления открытого бассейна на стадионе имени Ленина.

В послевоенное время, с 1948 по 1950 год, парк капитально реконструировали и разделили его на секторы: демонстрационно-показательный, спортивно-оздоровительный, тихого отдыха, активного отдыха, детский городок и хоздвор [4, с 187]. Прежнюю ограду заменили на каменно-металлическую. Сад украсили вазонами, стендами и беседками. Появились танцевальная площадка, аттракционы и детские плескательные бассейны. Был укреплен и озеленен склон набережной. В довершение реконструкции Парк культуры и отдыха обзавелся белыми каменными воротами в виде трех соединенных арок, спроектированными Е. Д. Мамешиным. У многих хабаровчан в семейных альбомах можно встретить снимки с каменными львами, украшавшими лестницу у входа в ПКО.

Вид на Амур с утеса. Издательство Н.В. ГутманаАллеи в советское время украшало множество разных памятников и садово-парковых скульптур. Большинство из них кануло в небытие, не оставив за собой ни постановлений об установке, ни имени скульптора, ни причин своего исчезновения, а лишь несколько старинных пожелтевших снимков в альбомах старожилов и книгах о городе. Сменяли друг друга гипсовые лица вождей, мемориалы героям и статуи писателей. Наиболее яркий след в городской памяти оставили памятники Н. Ф. Карацупе, Г. И. Невельскому и В. К. Арсеньеву.

Первый из перечисленных, посвященный знаменитому советскому пограничнику и его прославленной овчарке Индусу, все еще служит городу, хотя стоит уже не в прохладной аллее, а на территории Пограничного института. Гипсовая белизна уступила серебристой краске, а сам памятник регулярно реставрировался. Тем не менее статуя и постамент сохранили дух эпохи прошлого века. «Пограничника с собакой» (так скульптуру называли в народе) установили приблизительно в 1960-х годах, а перенесли с исконного места в середине 1990-х. Судьба двух других парковых памятников оказалась куда печальнее...

Вид с утеса  на пристань. Фото Э. Нино. 1908Так, судьба памятника Г. И. Невельскому оказалась весьма трагичной. Несмотря на то, что он не был ни крупным, ни уникальным и располагался в тени деревьев, хабаровчане считали его одной из важнейших достопримечательностей наряду с Амурским утесом. Ведь благодаря отважному мореплавателю и его экспедиции открылись перспективы освоения и заселения этих берегов. Памятник морскому офицеру установили в 1951 году, и за время своего существования он неоднократно становился жертвой вандалов. Скульптура, выполненная из бетона, была окрашена темной глянцевой краской, что сбивало с толку многих охотников за металлом. В последний раз в 1996 году преступники при попытке распилить статую адмирала разбили ее на несколько частей. Восстановлению она не подлежала. После этих событий неоднократно вставал вопрос о новом памятнике, но в связи с разными обстоятельствами его решение все время откладывается.

Что касается памятника В. К. Арсеньеву, здесь история совсем загадочная. Автором этой работы также был Л. М. Бобровников. Как и в случае с Г. И. Невельским, было две скульптуры. Одна предназначалась для парковой зоны, другая для холла краеведческого музея (сейчас музея имени Н. И. Гродекова), в котором выдающийся исследователь и путешественник был директором. К слову, для музея, время его руководства стало золотым периодом, когда определились главные направления работы и пополнения коллекций — во многом за счет экспедиций самого директора.

Во время ремонта музея в начале 1990-х не нашлось подходящего места для хранения скульптуры. Ее пришлось временно перевезти. Но вот куда — большая загадка. По одной из версий таким местом стал военный музей, но подтверждений тому нет. Да и музейные работники, заставшие памятник, заверяют, что такого и быть не могло. Что касается парковой копии, в середине 1990-х памятник направили в скульптурный цех для реставрации, откуда он так и не вернулся.

Последнее десятилетие прошлого века стало для парка периодом весьма сложным. Перемены в политике и экономике страны отразились не только на финансовой, но и на культурной жизни городского сообщества. Помимо того, что с аллей безвозвратно исчезали памятники советской эпохи, начали появляться «достопримечательности», свойственные 1990-м. Например, весной 1993 года в ЦПКО открылось первое в крае казино «Амур». Впрочем, сейчас это заведение вспоминают только в связи с криминальными легендами «лихих времен» и пожаром в 1996 году, когда оно сгорело дотла. Вряд ли это можно назвать большой потерей для парка, который в те годы и без пожара нуждался в реставрации.

Памятник Николаю Павловичу ЗадорновуНо в конце ХХ века — в мае 1999 года — в бывшем городском сквере установлена скульптура работы В. Ф. Бабурова — замечательный памятник писателю Н. П. Задорнову, появившийся при активном участии его сына М. Н. Задорнова и Хабаровского фонда культуры. На протяжении двух лет М. Н. Задорнов перечислял гонорары за все свои выступления в специально созданный фонд, а друг семьи Задорновых писатель В. П. Сысоев пожертвовал на строительство все деньги от продажи подарочного издания книги «Золотая Ригма».

Другие перемены к лучшему пришли в парк уже в веке следующем. Начало было положено в 2002 году при реставрации постамента памятника Н. Н. Муравьеву-Амурскому. Уютная бордюрная плитка заменила серый асфальт, исчезли полуразрушенные вазоны, появились молодые насаждения деревьев и кустарников. В 2007 году городскому саду присвоили новое имя: он стал парком имени Н. Н. Муравьева-Амурского. Год спустя установили эстраду для выступлений музыкальных и театральных коллективов, проведения массовых мероприятий.

До неузнаваемости изменился облик набережной. Последние ремонтные работы на участке, прилежащем к парку, закончились в 2018 году. Конечно, необходимость реконструкции здесь обострилась после наводнения 2013 года, однако все осуществленные изменения планировались уже давно. «Большая вода» только поторопила процесс. А городской парк ждут еще многие перемены.

Влада ШАХ
В материале использованы фото из фондов Краевого музея им. Н. И. Гродекова


ИСТОЧНИКИ

  1. Бодиско, А. М. Из жизни Хабаровска. — Репринт. изд. — Хабаровск: Дальневосточная государственная научная библиотека. — 2008. — 312 с.
  2. Вежновец А. Ф., Крадин Н. П. Записки краеведов. — Хабаровск: Издательство «Магелан», 2000. — 336 с.
  3. Культурный облик Хабаровска в ХХ веке. Материалы научно-практической конференции. Администрация города Хабаровска, Хабаровск 1999 год — 145 с.
  4. Хабаровск. Страницы истории: Сборник документов Государственного архива Хабаровского края, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока об истории развития города Хабаровска. — Хабаровск: Частная коллекция, 2008 — 448 с.
  5. Сайт КГБУ «Центр ОПИК» — http://perechen.nasledie27.ru/monument/дом-доходный-мурашова-до-1900-г.