«Поющая работа» Павла Вольхина

Этот марш не смолкал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.
                                          А. Я. Федотов

П.И. Вольхин (в первом ряду в центре) среди музыкантов

В Государственном архиве Хабаровского края хранятся документы многих деятелей культуры, посвятивших свое творчество развитию музыкальной жизни Дальнего Востока. Сформированы личные фонды композиторов Н. Н. Менцера и Ю. Я. Владимирова, композитора и дирижера Э. О. Казачкова. К числу ценных документальных источников о дальневосточных музыкантах, известных далеко за пределами Хабаровского края, относится фонд Павла Ивановича Вольхина — военного дирижера, хормейстера, педагога. В 2008 году его вдова Милица Петровна Вольхина передала на хранение личные документы мужа. Фотографии, публикации, концертные программы и приглашения, поздравления и грамоты иллюстрируют творческую жизнь и судьбу этого неординарного человека.

Павел Вольхин родился 14 января 1927 года в селе Щелкун Сысертского района Свердловской области. Великая Отечественная война застала его в Брянске. Он был воспитанником музыкального взвода в 5-й легко-танковой бригаде, которую незадолго до войны передислоцировали сюда из Свердловска. Павел Иванович вспоминал об этом времени: «Все волновались, а я радовался. Наконец-то я увижу войну наяву, а не по книгам. Но радость моя была преждевременна. Из воспитанников я был самым младшим... Начальник штаба вызвал меня и предложил отправляться в тыл, предусмотрительно приготовив мне сувениры (кларнет, саксофон). Но я устроил такой „рев“, что он согласился меня оставить до сентября месяца, т. е. до начала учебного года».

Бойцы музвзводов не отсиживались в тылу, они находились на передовой вместе с другими бойцами, вдохновляли своей музыкой идущих в атаку солдат, встречали маршем «Триумф победителей» тех, кто после боя возвращался в окопы. Но солдаты гибли, и музыканты тоже брали в руки оружие, выходили на поле боя. С июля по сентябрь 1941 года воспитанник музвзвода Вольхин находился на Брянском фронте и за это короткое время научился держать в руках оружие и стрелять, ему пришлось выбираться из окружения.

П.И. Вольхин с женой Милицей Петровной и дочкой Адой. 1951Однажды ночью их бригада попала под вражеский обстрел, одновременно в небо взвились осветительные ракеты. Трудно было определить, кто и куда стреляет. Неудивительно, что молодые неопытные ребята растерялись: «Мы с моим товарищем, воспитанником Дже©р)федовым отстали. Вдруг все стихло. Мы были вынуждены вернуться на хутор. Это был хутор Павловск. В кромешной тьме мы отыскали хату. В хуторе немцев еще не было. Одна радушная хозяйка приняла нас, несмотря на грозящую опасность. Она нашла нам штатскую рваную одежду и разработала с нами „легенду“, что мы ее дети. Она была вдова. Но эта легенда могла скоро раскрыться: во-первых — соседи, а во-вторых, мой товарищ, по национальности татарин, был черный, как смоль, а я — светлый. Хозяйка же не была похожа ни на одного, ни на другого. Родство никак не подтверждалось. И вот через два дня нашего „отдыха“ в хутор вошла немецкая тыловая часть. К нам в хату поставили двух немцев, нужно было срочно уходить. Об этом побеспокоилась хозяйка, предварительно узнав расположение немцев».

И все же ребятам не удалось избежать встречи с немцами. На шляхе, ведущем с хутора, патрульные остановили их и доставили к немецкому офицеру на допрос. «Я сказал, что мы гостили у бабушки в хуторе Павловском, а дом наш в хуторе Захаровском (т. е. по другую сторону шляха, где была ничейная территория). Посовещались. Офицер проверил у товарища нижнее белье. Оно было штатским. Если бы ему вздумалось посмотреть мою нательную рубашку, он бы обнаружил там треугольный солдатский штамп. Тогда бы нам крышка. Я сжался. Но до меня очередь не дошла. Нас отпустили...».

Потом встреча с советскими саперами, товарный поезд до Воронежа, к месту сбора своей части, и отправили Павла Ивановича 14 лет от роду в глубокий тыл, в 1-ю Московскую школу музыкальных воспитанников, которая находилась в эвакуации в Коканде Узбекской ССР. Может быть, и обидно было бойкому хлопцу, что гонят его с передовой, но приказы не обсуждались. Школа, в которую отправили Пашу Вольхина, вела свою историю с 1937 года и была открыта по приказу Наркома обороны К. Ворошилова на базе Малаховского детского дома. Здесь готовили музыкантов для военных оркестров частей Красной Армии, и после окончательного формирования она стала именоваться 1-й Московской школой военно-музыкантских воспитанников Красной Армии. Сейчас это учреждение носит название МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мытищинская школа музыкального воспитания».

В 1945 году Вольхин закончил 1-ю МШВМВ с отличием по специальности «кларнет», пройдя одновременно общеобразовательную программу. В свидетельстве с цветным гербом РСФСР и изящной арфой значится, что Вольхин Павел Иванович «обучался в 1-й Московской школе военно-музыкантских воспитанников Красной Армии и одновременно окончил 9 классов общеобразовательной школы при 1-й МШВМВ с правом быть зачисленным музыкантом в оркестры Красной Армии».

В восемнадцать лет Павел Вольхин поступил на службу в Советскую армию — так записано в его трудовой книжке. Это означало: изучение полного курса Высшего училища военных дирижеров по специальности «дирижирование» (ныне учебное заведение существует в виде Военного института в составе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации). Окончил вуз тоже с отличием, а 1 июня 1949 года ему присвоили квалификацию военного дирижера с правом ношения нагрудного знака. В личном фонде Вольхина есть фотографии тех лет — черно-белые. Вот Паша Вольхин в компании троих друзей: все одеты в военную форму, позируют с портсигаром, наполненным папиросами, бравируя своей взрослостью. На обороте надпись: «Дорогой мамусе от горячо любимого сына Павла». Это фотография 1947 года. А вот снимок, сделанный двумя годами позже: Павел Вольхин дирижирует оркестром Высшего училища:

Фрагмент выступления эстрадного оркестра Дома офицеров Советской армии в г. Уссурийске, дирижер П.И. Вольхин. 1957Молодой, вдохновленный полученными знаниями, Вольхин остался нарабатывать опыт в Вооруженных силах СССР и вплоть до 1957 года служил военным дирижером. Одновременно преподавал специальные музыкальные дисциплины. На дворе рекордно трудовые пятидесятые. В стране крепнет промышленность, в том числе ракетная и атомная. Смерть Сталина, начало хрущевской «оттепели». С новой силой пошло развитие народного образования и подготовка новых кадров специалистов, возобновлялись пятилетки, укрупнялись колхозы. Страна восстанавливалась, появилась надежда на возможность счастливой жизни. Как один из самых важных ставился вопрос о воспитании нового, гармонически развитого члена общества. При заводах и фабриках открывались дома культуры и клубы. В военных частях активизировалась деятельность военных оркестров округа. Они становились незаменимыми помощниками командования частей в повышении строевой выучки личного состава, культурного уровня военнослужащих, в разучивании строевых песен и организации досуга советских воинов.

У Маяковского есть строки:

Это мало —
       построить парами,
Распустить по штанине канты.
Все Совдепы не сдвинут
       армий,
Если марш не дадут
       музыканты!

Вот и Павел Вольхин готовил своих оркестрантов к смотрам, конкурсам, к марш-парадам, торжественным возложениям цветов и торжественным же проводам в последний путь. На фотографии 1949 года он, вытянувшись в струнку, с поднятой вверх напряженной рукой дирижера стоит перед музыкантами духового оркестра Краснознаменного Дальневосточного военного округа. Военная форма придает ему солидности, а лицо совсем мальчишеское... В Государственном архиве Хабаровского края сохранились программы концертов с участием духового оркестра при участии солистов Дома офицеров Хабаровска, которым дирижировал П. И. Вольхин, пригласительные билеты на лекционные вечера, где лектором выступал Павел Иванович.

Духовые оркестры давали концерты не только для военного состава, но и для обычных зрителей. В свои неполные 30 лет Вольхин, дирижируя военным духовым оркестром в Ворошилове (ныне Уссурийск), еще руководил и эстрадным оркестром Дома офицеров Советской армии и даже женским хором.

Высшее образование по специальности «хоровое дирижирование» Павел Иванович Вольхин получал заочно в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Свердловск) в 1959–1964 годах, но опыта работы с хорами у него уже было предостаточно. В личном фонде сохранилась почетная грамота от приморского крайкома ВЛКСМ руководителю сводного духового оркестра и сводного городского хора Вольхину П. И. за подготовку к фестивалю молодежи и участие в празднике песни в г. Ворошилове в 1956 году. Есть грамоты от командиров в/ч № 61447 и № 28368, а также от начальника ворошиловского дома офицеров за 1956–57 годы.

Уволившись из Вооруженных сил СССР, с 1957 года он руководил хорами в Свердловском детском доме № 14, во Дворце культуры ордена Трудового Красного Знамени Полевского криалитового завода, в клубах металлургов Первоуральского новотрубного завода (г. Первоуральск Свердловской области), завода «Уралхиммаш», строителей треста «Южгорстрой». Его работа не раз отмечалась: «за подготовку хорового коллектива к городскому смотру», «за отличную работу с детским хором», «за активное участие в создании пионерского ансамбля»... К сожалению, кроме записей в трудовой книжке и почетных грамот в личном фонде П. И. Вольхина не отложилось никаких письменных воспоминаний или фотодокументов о тех семи годах, прожитых дирижером в Свердловской области. Но еще не раз после увольнения из армии Павлу Ивановичу придется дирижировать оркестрами. В 1964 году он вернулся на Дальний Восток.

Что заставило востребованного дирижера-хормейстера почти через десять лет вернуться в Хабаровск? Синие сопки Хехцира, разлапистые ветви маньчжурского ореха, солнце, сверкающее и в июльских каплях дождя, и в ледяных январских сугробах? В статье «Романсовая и песенная музыка», которую Вольхин посвятил дальневосточному композитору Юрию Владимирову, он сам отвечает на этот вопрос: «Аромат дальневосточной природы, чувство человека, влюбленного в этот край, замечательно передает поэзия дальневосточного поэта Петра Комарова. Вот почему композитор обращается к творчеству Комарова, пишет цикл романсов «Золотая просека» на стихи этого поэта. Одним из самых удачных романсов является «Сосна». Едва солнечные лучи прорезали лесную чащу, как ожили голоса лесных жителей. И вот уже вразвалку идет к расколотой сосне, льющей смолы живое золото, хозяин тайги медведь — «любитель музыки». Не остается сомнений, что Павел Иванович искренне разделяет любовь к дальневосточному краю с теми, кто в поэзии, изобразительном искусстве и музыке воспевает и сохраняет нашу «дальневосточную окраину», как это делал Петр Комаров:

Когда бы я не был знаком
С твоими холмами зелеными
Что пахнут лесным чесноком
Сосновой смолой и пионами...
...Когда бы ручьи позабыл,
Где каждая струйка хрустальная,
Наверно, бы так не любил,
Тебя, сторона моя дальняя.

В Хабаровске Павла Вольхина ждала работа. В приказе по Хабаровскому училищу искусств № 127 от 25 июля 1964 года так и указано: «Прибывшего по нашему вызову на работу в училище Вольхина Павла Ивановича зачислить с 15 августа преподавателем духовых инструментов и дирижерско-хоровых дисциплин». Руководить хором или оркестром — задача, посильная не каждому. Голоса в хоре должны создавать специфический колорит, вокальный «оркестр». В нем используются различные манеры звукоизвлечения, способы использования голоса в зависимости от регистра, тесситуры: цепное дыхание, манеру подачи литературного текста. Вместе с тем хоровое исполнение должно отвечать тем же требованиям, что и любое другое: фортепианное, скрипичное, оркестровое. Необходимо добиться единства и согласованности всех компонентов, составляющих исполнение. В этом деле недостаточно музыкального дара и опыта хормейстера. Надо уметь «нащупать ниточки и струнки», чтобы заиграли и запели в унисон сердца каждого участника хора и оркестра, чтобы работа над техникой исполнения не мешала переходу к живому, естественно-эмоциональному исполнению. Педагогический талант Павла Ивановича давал ему возможность прокладывать необходимые «мосточки» между исполнителями и музыкальными произведениями.

После училища искусств Вольхин пять лет отдал Хабаровскому педагогическому училищу. В «Тихоокеанской звезде» за 5 марта 1969 года опубликована статья методиста хорового общества О. Черновой «Его поющая работа», в которой отмечается, что хор педучилища начал интенсивно работать под руководством П. И. Вольхина: «Павел Иванович — чуткий педагог, хороший дирижер. Очень энергичный, бодрый человек, он умеет к тому же организовать дело, потому его хор стал активным участником общественной жизни города...»

С музыкантами оркестра войсковой части № 35236. 1950В 1970 году Павел Иванович перевелся в институт культуры на кафедру хорового дирижирования, где через год стал старшим преподавателем, а в 1974-м назначен деканом факультета общественных профессий. Преподавательская деятельность предполагала не только работу со студентами, подготовку к концертам, конкурсам и смотрам, но и участие в конференциях, тематических вечерах, а также повышение квалификации. С 1971 по 1974 год Павел Иванович являлся ассистентом-стажером по специальности хоровое дирижирование в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (Свердловск). Хабаровская стажировка Вольхина проходила в театре музыкальной комедии, где он в качестве дирижера участвовал в нескольких постановках. Среди них «Пора любви» А. Василевского (30 спектаклей), «Сокровище Бразилии» И. Ипатова (30 спектаклей), «Роз-Мари» О. Стотгарда и Р. Фримля (4 спектакля) «Друзья в переплете» Г. Портнова (20 спектаклей). Главный дирижер театра И. Ипатов подвел итог: «Спектакли проведены на должном профессиональном уровне».

Павел Иванович не упускал случая написать очерки и заметки о тех событиях, участником которых он становился. В 1973 году он побывал с гастролями театра музкомедии на Сахалине и привез очерк о художественном руководителе русского народного хора Сахалинской областной филармонии Владимире Николаевиче Наумове «Сахалинские впечатления».

«Холмск, Южно-Сахалинск, Корсаков, Анива, Долинск... — это еще не весь Сахалин, но этого вполне достаточно, чтобы составить впечатление о людях острова, условиях жизни, их интересах и запросах. Сразу же замечу, что сахалинский зритель очень требовательный, но и благодарный. <...> Время пребывания на Сахалине я решил использовать, чтобы познакомиться с интересными людьми, меня интересовало музыкальное развитие на Сахалине.<...> В. Наумов — чуткий дирижер и хороший аранжировщик. Каждую песню, которую он берет в репертуар, он подвергает такой обработке, чтобы она как можно выгоднее прозвучала в исполнении данного хора».

Вольхин пишет литературные очерки в журналы «Дальний Восток», «Музыкальная жизнь», в газеты «Тихоокеанская звезда», «Молодой дальневосточник», «Суворовский натиск». В основном о дальневосточных композиторах и дирижерах Э. О Казачкове, Н. Н. Менцере, о композиторах Ю. Я. Владимирове, Б. Д. Напрееве, Г. П. Угрюмове, С. И. Томбаке, Р. Л. Васильеве, о поэте П. Богоявленском и многих других. В личном фонде П. И. Вольхина хранятся письма Семена Исааковича Томбака, композитора, который 25 лет работал на Дальнем Востоке, а в 1960 году переехал в Ленинград. Вот строки, адресованные Павлу Ивановичу: «Радует, что Вы подняли (за много лет) совершенно забытую тему: возникновения и развития музыкальной культуры на Дальнем Востоке».

С артистами ансамбля песни и пляски Краснознаменного Тихоокеанского флота. 1957Вся публицистика Вольхина пронизана неподдельным интересом и уважением к людям, о которых он писал. А тема остается неизменной — дальневосточная музыка. В методическом пособии по музыкальной литературе и хороведению для лицеев искусств «Развитие вокально-хоровой музыки на Дальнем Востоке» за 1978 год он анализирует переход первоначальной музыкальной культуры нашего края, создававшейся на основе народного творчества, в том числе и переселенцев, к музыке и песням начала ХХ века. Далее идет разбор перехода к песенному творчеству советского периода, а также к созданию крупных вокально-симфонических произведений: симфоний, ораторий и кантат. В качестве примера приводится Симфония № 4 «Памяти Сергея Лазо» Ю. Я. Владимирова, вокально-симфоническая поэма «Юность в огне» Б. Напреева, поэма-кантата «Земля дальневосточная» Е. Ф. Казановского и многие-многие другие. Каждое произведение разбирается профессионально и понятно. Автором прослеживается развитие темы от первого раздела до финала, так сказать, от allegro до allegro. В 1981 году выходят в свет методические указания в помощь клубным работникам по организации литературно-музыкальных вечеров «Поэзия Петра Комарова в музыке», а в 1984 году «Хрестоматия по дирижированию хором», написанная совместно с Н. Дзиговской. В 1987-м по итогам городского смотра-конкурса методических работ преподавателей ДМШ работа П. И. Вольхина признана лучшей. В ней автор анализирует опыт других экспериментальных школ страны: «Несомненно, главным направлением перестройки Хабаровской школы (а может и других школ города) является переориентация на методику Д. Е. Огородникова». Речь идет о хоровом отделении. Но, как утверждает автор методики, это не только постановка голоса, но и комплекс восприятия музыки. Он научно утверждает, что все восприятие музыки начинается со связок. «Ухо здесь является лишь контролером». Павел Иванович пишет вступительные статьи и рецензии к сборникам песен, в частности Б. Д. Напреева, к сборнику «О тебе поем, Дальний Восток», создает сценарии концертов «Чем ты дорог мне, Дальний Восток» и других. Печатает отзывы о премьерах Ю. Я. Владимирова «Первопроходцы» и «Здравствуй, БАМ!», о героико-эпической опере «Князь Игорь» и многих других, участвует в радиопередачах, посвященных музыке Дальнего Востока, ведет активную педагогическую деятельность.

Кстати, о педагогике. В 1981 году открылась Хабаровская школа искусств — по инициативе и при непосредственном участии Павла Ивановича. Она располагалась в помещении средней школы № 20 и занимала в трехэтажном здании весь первый этаж, а также ряд классов на втором и третьем этажах. «Такое слияние двух школ, — писал Вольхин, — дает возможность во всей полноте охватить эстетическим воспитанием всю общеобразовательную школу. <...> К каждому классу СШ № 20 прикреплен куратор, т. е. каждый педагог прикреплен к определенному общеобразовательному классу, с которым готовит концерты, утренники, праздники песни, родительские собрания и прочие мероприятия. Каждый педагог читает для старшеклассников не менее двух тем по плану эстетического факультатива. Школа поддерживает связь с близлежащими детскими садами (концерты, утренники)».

В школе искусств было три отделения: музыкально-хоровое, хореографическое и общеэстетическое (включало хоровое пение, изо, хореографию, музыкальный театр). «Мы ввели ежегодные праздники песни в СШ № 20, в подготовке к которым непосредственное участие принимают наши учителя. Охватываем детей СШ № 20, не являющихся учащимися школы искусств, в системе факультативов. Дети могут по желанию принимать участие в опере в качестве исполнителей, помощников режиссера, осветителей, рабочих сцены».

Школа входила в культурно-спортивный комплекс Индустриального района на базе Дома культуры ХСЗ (Хабаровский судостроительный завод). Здесь зрители имели удовольствие смотреть спектакли школьного оперного театра «Весна», концертные программы. Вообще ДЭШИ вела интенсивную концертную деятельность как в районе, так и в крае. Летом оперный театр и концертная бригада гастролировали по краю: Ульчский, Нанайский, Вяземский районы, города Биробиджан, Бикин, станция Архара. Поездки проводились не только как отчет о концертной деятельности, но и становились важной частью воспитательной работы с учащимися. Они знакомились с родным краем, его традициями, людьми, приобретали чувство единого коллектива. Интересно, что все учащиеся, зачисленные в 1-й спецкласс школы искусств, объединялись в один классный коллектив общеобразовательной школы. Система музыкальных классов давала удивительный организационный и воспитательный эффект: в них успеваемость и активность ребят была выше).

Павел Иванович отстаивал интересы своего детища на собраниях и заседаниях в вышестоящих органах, добивался улучшения его материального положения. Как директор, он занимался не только распределением нагрузки педагогов, подготовкой методической базы, работой с родительским комитетом, но и подбором кадров, в частности из института культуры. В докладе на городской конференции школ с эстетической направленностью Хабаровска в 1986 году Вольхин достаточно емко и точно определил преимущества своей экспериментальной программы: «Одна из характерных особенностей работы нашей школы за эти годы — поиски новых форм взаимодействия с общеобразовательной школой, создание единого учебно-воспитательного процесса. Это открывает новые перспективы педагогического воздействия на школьников, усиливает влияние школы на личность. „Нельзя вырастить полноценным человека без воспитания в нем чувства прекрасного...“ (В. А. Сухомлинский)».

Завершая рассказ об этом человеке, хочется сказать несколько патетичные, но искренние слова: Павел Иванович Вольхин полностью посвятил себя развитию музыкальной жизни в нашем регионе. В его многогранной творческой жизни всему нашлось место: руководству духовыми оркестрами, работе дирижера-хормейстера и педагога, литературно-исследовательской деятельности. И все это он делал для любимого Дальнего Востока и живущих здесь людей.

Лариса ПРОСОЛОВИЧ