Светлый труд

Иконостас Благовещенского храма п. Нелькан. 2005–2008В Доме творческой интеллигенции Хабаровска весной нынешнего года проходила персональная выставка Олеси Федоренко «Божественное и человеческое». Иконы, фотографии иконостасов, пейзажные композиции, выполненные масляной пастелью, фотографии знакомили нас с интересным и разноплановым художником. И все же главное направление в творчестве Олеси Анатольевны — иконопись. Написанные этим мастером иконы наполнены глубоким чистым цветом. Цветовые отношения колористически гармоничны в сочетаниях или подчеркнуто контрастны, создавая эмоциональный настрой. Выразительная линия подчеркивает абрисы фигур героев Священной истории. Она естественна и пластична, а лики святых отмечены просветленностью.

Иконопись — это один из самых сложных для исполнения видов художественной работы. Едва ли светскому человеку можно понять и постичь всю глубину духовного наполнения иконы. Правильно ли мы обращаемся к ней, когда просто рассматриваем ее как произведение живописи? Создавалась икона, в первую очередь, для молитвенного созерцания. По образному выражению монахини Иулиании, «икона — это книга о вере». И еще она говорила, что «...начинающему иконописцу с самого начала необходимо проникнуться благоговением к иконописанию и признать его святым делом». Икона является священным предметом, и то, что изображено на ней, не тождественно миру земному и не открывается во всей глубине тому, кто подходит к ней с эстетическими мерками светского искусства. Красота иконы совершенно особая. Это «умозрение в красках», как точно назвал икону в своих очерках русский философ князь Евгений Николаевич Трубецкой, вызревало и оттачивалось мастерами веками в рамках строгого канона. Здесь никогда не было места дерзкой импровизации. Становлению мастерства всегда предшествовал долгий путь обучения иконописанию, а опыт обычно передавался от мастера подмастерью. К написанию иконы или росписи храма художники обязательно готовились духовно, и путь этот обычно длится всю жизнь. Скороспелых плодов здесь никогда не вырастает, и, может быть, именно поэтому случайные люди в иконописном деле редки.

Благовещение. Местный ряд иконостаса Благовещенского храма  п. Нелькан. 2005В 1998 году с письмами от епископа Марка и своего духовника Олеся (Александра) Федоренко приезжает в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где сдает вступительные экзамены. Как и при поступлении в художественный вуз, ей надо было показать свои практические умения — нарисовать акварелью (или гуашью) на бумаге фрагмент иконы с предложенного образца, включавший изображения святых, пройти собеседование и просмотр домашних работ. Конкурс среди поступающих девушек в 1998 году был около двенадцати человек на место, и многие уже имели дипломы художественных училищ. Рисовала Олеся с детства, но за ее плечами не было даже детской художественной школы. Конкурс она не прошла, но тем не менее показала высокие результаты. Именно по итогам экзаменов заведующий иконописной школой Свято-Троицкой Сергиевой лавры игумен Лука предложил Александре поступить в Иконописную школу имени преподобного Алипия Печерского в городе Дубне Московской области и дал свои рекомендации и направление.

Спас в силах. Дерево, левкас, темпера. 83 х 60 см. 2018. Из храма Владимирской Божией Матери п. МаякИконописная школа — это небольшой, но по-своему необозримый мир, в котором обучение изначально имело практическую направленность. Как и в давно минувшие века, начинающему иконописцу полагается работать «только по образцам» и относиться к делу с благоговением, прилежанием и молитвой. Весь первый семестр учителя обучали своих подопечных иконописному рисунку, выполнению копий карандашом и тушью. Хотя можно ли назвать это копированием, которое предполагает просто механический перенос изображения? Внимательного глаза и твердой руки в мудром и уединенном деле иконописания недостаточно. Известно множество примеров, когда люди, имевшие высокую профессиональную подготовку, не могли совладать с иконописным рисунком, в котором нет ни привычной линейной перспективы, ни выраженной пластической анатомии в исполнении фигур, которые даже не отбрасывают теней. Хотя есть способы точного снятия — прориси («перевода») изображения иконы на новую доску, и ученикам нужно было настолько свободно овладеть линией, чтобы в дальнейшем самим легко компоновать ею изображение темперой на загрунтованной поверхности. Этот навык оттачивался на протяжении всех лет обучения в иконописной школе. Только повторяя творения иконописцев, можно соприкоснуться с тем невидимым миром, который заключен в иконе, приблизиться к истинному пониманию канона, развивая духовное видение. И требуется для этого длительное время, поскольку следует овладеть незыблемой традицией канона, композиционным мышлением, колористическим пониманием цвета и выразительностью линии. В прошлом в старых иконописных мастерских только самые опытные мастера («знаменщики») наносили подготовительный рисунок для письма.

Богоматерь Владимирская. Дерево, левкас, темпера. 83 х 54 см. 2016. Из храма Владимирской Божией Матери п. МаякТолько со второго семестра ученикам разрешалось взять в руки краски, но сначала их надо было самим и приготовить, а точнее, «творить». Обучали, как правильно готовить темперу из минеральных компонентов, растирая твердые пигменты сначала в ступках, а потом уже с водой курантом. Учителя показывали, как грунтовать (левкасить) доску и шлифовать ее поверхность для письма. Подготовленный для письма рисунок надо было «раскрыть», заложив для этого темперой основные цвета. Особое внимание уделялось связи пигментов с яичной эмульсией и тому, как послойно и гладко, без наплывов писать темперой, выходя постепенно на пропись мельчайших деталей. Следовало постичь множество тонкостей и секретов, от которых зависело качество исполнения иконы и, следовательно, ее долговечность. Сначала учились писать фоны икон, одеяния святых — доличное, то есть все, кроме ликов (личное). Вся ученическая учебная работа выполнялась только на таблетках — загрунтованных фрагментах оргалита или древесно-стружечной плиты. Не дозволялось перейти к следующему этапу иконописания до тех пор, пока ученик не справился успешно с предыдущим. Предположим, если не удавалось учащемуся правильно написать уступчатые горки (лещадки), которые часто являются частью фона икон, ему предстояло тщательно отрабатывать это умение. Тем, кто справлялся с заданиями по письму доличного (пейзажа, архитектуры, одежд), позволялось начинать учиться самому трудному и ответственному — писать лики святых. Каждый новый шаг по освоению художественного опыта совершался только при участии педагога. Он показывал, как можно исправлять погрешности, допущенные пока еще неловкими руками учеников.

Центральная часть иконостаса храма Владимирской Божией Матери п. Маяк. 2016–2017В тех случаях, когда школа выполняла заказ на иконостас, студенты младших курсов могли помогать мастерам в перетирании пигментов или в доличном письме, то есть были подмастерьями. На каникулах студенты нередко выполняли учебные копии икон в музеях. В сущности, весь процесс обучения тонкому искусству письма икон строго упорядочен и несет в себе основные черты и этапы практического изучения и освоения технологии средневекового искусства. Со второго курса ученики начинали писать иконы, соблюдая правило никогда не делать учебную копию в размер подлинника. Проходило обучение при непременном участии педагога. Надо было точно следовать советам, а порой терпеть вторжение его кисти в ученическую работу, что, к слову, так огорчало Олесю. К этому этапу допускались не все, а лишь те, кто успешно справился с письмом таблеток. Первый образец для повторения в материале каждому давал сам педагог, а потом уже учащиеся могли сами выбирать себе икону. Учитель благословил ее писать первую икону «Распятие»: нужно было повторить сложную композицию, включавшую изображение нескольких фигур.

Тайная вечеря. Дерево, левкас, темпера. 43 х 97 см. Из храма Владимирской Божией Матери п. Маяк. 2016Еще в иконописной школе большое внимание уделялось освоению навыков монументальной живописи — росписи храмов. Каждый год на каникулах зимой и летом вместе с педагогами учащиеся артелью ездили по храмам и на практике осваивали технику настенной росписи. Такой способ обучения или, точнее сказать, сотрудничества мастера и подмастерья, когда знания и умения передаются из уст в уста и из рук в руки, в сущности, самый оптимальный. Он отточен веками и сохраняется до наших дней в иконописных школах России.

Годы в Иконописной школе — время интенсивной, интересной и напряженной работы. Олесе (Александре) Федоренко было особенно трудно, так как параллельно с учебой ей приходилось быть еще и педагогом, читавшим своим же соученикам теоретический курс «История православного искусства», а это требовало постоянной дополнительной подготовки, забирало силы и время.

Иконы Царских врат храма Владимирской Божией Матери п. Маяк. Дерево, левкас, темпера. 2016Рассматривая иконы, мы обычно замечаем искусно выполненные старинной вязью надписи, а на развернутых свитках святых они порой занимают все поле. Учебный предмет «Шрифты» в иконописной школе направлен на обучение этому поистине ювелирному делу. Почувствовать характер шрифта, пропорции всех его элементов очень трудно. Здесь требуется острая наблюдательность, верная рука и бесконечное терпение при исполнении кистью. Освоить точное, аккуратное воспроизведение шрифта — лишь половина дела. Надо научиться чувствовать композицию, то, где находится надпись и как она взаимосвязана с фоном и всем изображенным на иконе, то есть быть ее органичной частью. Умением создавать шрифтовые композиции обладают немногие профессиональные художники. Даже сейчас, когда современные технологии позволяют дизайнерам выбирать из уже готового арсенала шрифтов и кеглей многочисленные варианты, нас окружают в бесконечной череде рекламных объявлений бездарные шрифтовые композиции. У иконописца нет возможности переписывать надписи на иконах, и попасть в цель ему надо с первого раза. Не менее важными оказались теоретические знания и навыки, полученные при изучении курса «Орнамент», так как орнаментальные композиции также являются неотъемлемой частью храмовых росписей и икон.

Святитель Тихон. Дерево, левкас, темпера. 52 х 40 см. 2014. Частное собрание. ХабаровскНо не только практические специальные дисциплины наполняли учебное время в Иконописной школе имени преподобного Алипия. Оно обогащалось теоретическими дисциплинами и обязательным молитвенным послушанием. Ученики изучали катехизис, историю христианской церкви, позже догматическое богословие. В курсе иконоведения постигали содержательное и духовное наполнение сюжетов и изобразительных мотивов Священной истории и выражение в них религиозного мировоззрения, в иконографии — строго установленную систему и правила изображения святых, канон сюжетных сцен. Православная иконография огромна, она насчитывает множество типологических вариантов изображения святых.

Святой благоверный великий князь Александр Невский. Дерево, левкас, темпера. 90 х 50 см.  2012. Частное собрание. ХабаровскВесь третий курс продолжали учить иконописанию, постепенно усложняя учебные задания. Именно с этого времени начинали обучать техникам золочения икон. Фоны икон и нимбы святых, ассист — «паутинка» золотых линий на одеждах младенца Христа, являются неотъемлемой частью иконописи. Здесь также есть свои тонкости и секреты. Последний этап — закрепление слоя темперной живописи олифой — один из самых непредсказуемых. Создание на иконе тонкой и идеально ровной пленки из олифы не выше одного миллиметра занимает минимум шесть часов и требует пристального внимания и участия мастера. Налитая на икону олифа, «разгоняется» рукой по поверхности доски. Она постепенно густеет, и в нужный момент нужно снять излишки олифы калькой или бумагой. Трудоемкий процесс иногда завершается повреждением красочного слоя или появлением матовых полос и пятен, которые уже невозможно устранить без реставрации. Такой исход постигает не только начинающих, но порой случается и у опытных иконописцев. Горькие минуты таких потерь были и у Олеси Анатольевны. С течением времени олифа темнеет, приглушает цветовое решение и защищает красочный слой от повреждений. К сожалению, примерно через 90 лет она тускнеет настолько, что порой совсем скрывает живопись, и тогда иконе требуется поновление.

Богоматерь Одигитрия Смоленская. Дерево, левкас, темпера. 80 х 60 см. 2011. Из храма преподобного Серафима Саровского. ХабаровскОбычно в конце третьего курса в храме проводят чин посвящения в иконописцы над теми студентами школы преподобного Алипия, которые самостоятельно написали несколько полноценных икон. Прошла это посвящение и Александра. По завершении обучения выполнялась, как и в светском учебном художественном заведении, дипломная работа. Тема Олеси Федоренко звучала так: «Проект росписи центрального алтаря храма во имя Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря г. Санкт-Петербурга». Ее объем: теоретическая часть, три планшета (60×80), подборка подготовительных рисунков, эскизов и другого поискового материала. Вся проектная часть диплома осуществлена практически в интерьере храма летом того же года. Олеся (Александра) помимо этого принимала участие в росписи его стен. Трудоемкая, ответственная и интересная работа заняла значительную часть четвертого курса. В своем дипломном проекте она выполнила важную творческую задачу — по представленным фотографиям новомучеников разработала новую иконографию их ликов, причем, большинство из них еще не имели иконных образцов.

Святой великомученик Пантелеимон. Дерево, левкас, темпера. 40 х 30 см. 2010За годы учебы Олеся Федоренко посетила многие храмы и монастыри Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Новгорода, Ярославля, съездила в Оптину пустынь, побывала на Украине, в Белоруссии. Поездки имели большое познавательное значение, они позволили изучать и осуществлять на практике учебное копирование подлинников и постигать особенности письма разных художественных школ — византийской, псковской, новгородской, московской и других.

Из тринадцати студентов, поступивших вместе с Александрой в Иконописную школу преподобного Алипия в 1998 году, дипломы в 2002-м получили лишь трое, вполне осилившие нелегкие премудрости иконописания.

Уже после завершения учебы Олеся Анатольевна во время поездки в Египет в монастырь св. Екатерины на Синае будет там смотреть древние, любимые ею иконы византийского письма. Дважды она побывает в Греции, Новой Зеландии и США. Это не занимательные путешествия, хотя Олеся Федоренко любит новые места. Они необходимы ей для профессионального роста, счастливой возможности видеть своими глазами редкие подлинники неизвестных талантливых мастеров в храмах, музеях, частных коллекциях, чтобы совершенствоваться и переживать сомнения, которые свойственны каждому мастеру, посвятившему свою жизнь искусству.

Вознесение Господне. Дерево, левкас, темпера.  52 х 40 см. 2013. Из собора Успения Пресвятой Богородицы. ХабаровскРеальные впечатления от увиденного Олеся Федоренко воплощает в небольшие по размеру композиции, выполненные в технике масляной пастели. Это пейзажи, написанные с натуры, разные по настроению и мотивам. В одних бескрайние морские просторы, другие передают состояние покоя и тихой уединенности. Их можно назвать пейзажами настроения, солнечными и светлыми. Олеся Анатольевна не боится цвета и берет пастель в полную силу, а чуть просвечивающий фон бумаги создает воздушность среды. В пейзажах художница внутренне свободна, ее видение мира гармонично и правдиво.

Пленэр на Байкале. Вид на скалу Шаманка, о. Ольхон  2015 г.С 2004 года и по настоящее время Олеся Анатольевна Федоренко пишет иконы для храмов Дальнего Востока и частных лиц. Ее иконы находятся не только в нашем регионе, но и в некоторых городах Центральной России, Сибири, за рубежом. Среди них мерные иконы, размером в рост новорожденного с изображением того святого, который будет опекать его всю земную жизнь. Есть и семейные иконы со святыми покровителями членов семьи на полях. Много написано и больших храмовых образов — иконостасных, настенных и аналойных икон. Свой первый иконостас для Благовещенского храма в далеком северном поселке Нелькан она спроектировала сама и написала все иконы в одиночку. Позже Олеся (Александра) принимала участие в совместной артельной работе над иконостасами и росписями еще трех храмов Дальнего Востока. Она нашла дело своей жизни, в котором нет места мимолетным течениям и моде. Здесь нужно быть бесконечно преданным и честным. Казалось бы, в рамках канона иконописец словно находится в тяжких путах, связан символикой цвета, композиционным решением и множеством условностей. Он даже не подписывает свои творения, всегда оставаясь в тени, но какой же это светлый труд — каждый раз открывать красоту средневекового канона, его вечную гармонию, наполненную сокровенным знанием и смыслом. Для этого нужны внутренняя энергия и сила духа, глубокая сосредоточенность, тишина и покой.

Виктория ШИШКИНА
Фотографии из личного архива О. А. Федоренко


Олеся ФедоренкоФЕДОРЕНКО Олеся Анатольевна (в крещении Александра) — иконописец. В 1997 г. окончила Хабаровский государственный педагогический университет по специальности «Литература и мировая художественная культура». С 1998 по 2002 г. прошла полный курс обучения в Иконописной школе имени преподобного Алипия в г. Дубне Московской области по специальности «Иконопись». В 2004 г. вернулась в Хабаровск.

2004–2008 гг. — проект и написание трехрядного иконостаса для церкви Благовещения пос. Нелькан Хабаровского края; 2011 г. — участие в написании иконостаса в п. Мухен, с 2013 по 2015 г. — в Советской Гавани, с 2016 по 2017 г. — в п. Маяк.

Участвовала в артельной работе над росписями в Благовещенском храме пос. Нелькан, храме Вознесения Господня с. Спасского, храме святого Иннокентия Московского при Хабаровской духовной семинарии.

Выполнила много храмовых и частных заказов по иконописи в России и за рубежом.

С 2006 г. работы О. А. Федоренко экспонируются на художественных выставках различного уровня. В 2007 г. она стала лауреатом краевого фестиваля духовной культуры «Святой России край» в номинации «Изобразительное искусство» (Хабаровск), в 2013 г. приняла участие в региональной художественной выставке «Россия. Дальний Восток — XI» (Комсомольск-на-Амуре), в 2014 г. — во всероссийской художественной выставке «Россия—XII» и в IV фестивале дальневосточной графики «Серебряная волна» (Комсомольск-на-Амуре), в 2015 г. — в краевой художественной выставке «Творчество и православие» в картинной галерее им. А. М. Федотова (Хабаровск) и в городской Рождественской выставке в Краевом музее им. Н. И. Гродекова, в 2016 г. — в краевой юбилейной выставке, посвященной 75-летию Хабаровского отделения ВТОО «Союз художников России» (Хабаровск).

В 2017 г. О. А. Федоренко стала членом профессионального Союза художников России. С 2009 г. и по настоящее время преподает в Хабаровской духовной семинарии, читая семинаристам и мирянам курс «История и теория церковного искусства».