Житие Иоанна Шанхайского

Иоанн Шанхайский. Фото из собрания Музея Иоанна Чудотворца (Москва)В 2017 году в Москве увидела свет книга «Единственный» — житие святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, впервые опубликованное на русском языке Это самое первое жизнеописание одного из величайших святых XX века, созданное непосредственными очевидцами в год его кончины осенью 1966 года и напечатанное изначально на нидерландском языке в издательстве Православной церкви в Нидерландах. Житие написали епископ Иаков и архимандрит Адриан. Бесценный первоисточник долгие десятилетия хранился в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Гааге и лишь недавно передан игуменьей Мокриной в дар Музею Иоанна Чудотворца в Москве. На русский язык его перевела жительница Амстердама Елена Можаева.

В 1950-е годы на вокзале Сен-Лазар в Париже можно было наблюдать необычную картину. Поезд на Дьепп нередко основательно задерживался, потому что кондуктор, еще издали увидев «русского монсиньора», не спешил давать сигнал к отправлению. А тот никак не мог подойти к своему вагону, потому что его все время останавливали, прося благословения. Небольшого роста, неказистый, с явными дефектами речи, в измятой рясе и часто совершенно босой, он абсолютно не походил на благообразного епископа. Но знавшие или слышавшие об этом необычном старце понимали, какая мощная духовная сила заключена в нем. Они верили: Бог слышит его молитвы, и потому спешили со своими бедами к русскому батюшке.

«Иоанн Чудотворец в Сан-Франциско». Рисунок Георгия Блохина из собрания Музея Иоанна Чудотворца (Москва)Миссионер и молитвенник Иоанн Шанхайский (1896–1966) еще при жизни почитался как чудотворец и провидец. Те, кто знал священника лично, говорили, что часто его даже не приходилось звать, потому что он сам знал, где в данный момент нужна помощь. Для наделенного даром прозорливости Иоанна Шанхайского судьбы людей были открыты. На этот счет есть множество свидетельств очевидцев и среди них такое. Отец Иоанн навещал в больнице человека, который, по словам врачей, шел на поправку. Как и положено, батюшка провел обряд исповеди и причастия, а потом еще очень долго разговаривал с ним на самые разные темы. При этом совершенно не обращал внимания на просьбы сопровождающих свернуть разговор и срочно поехать в другую клинику, где находился тяжелобольной. Просидев у постели собеседника довольно долго, священник наконец попрощался с ним и отправился по следующему адресу. По дороге объяснил: этому человеку жить осталось совсем немного, а тому, кто сегодня находится в критическом состоянии, в ближайшие десятилетия ничто не угрожает. Впоследствии все так и вышло.

Он был человеком мира, все время находился в пути, пересекая огромные расстояния на самолетах, поездах и морских судах, поскольку его паства рассеялась по разным странам, и священник старался никого не оставить без внимания. Знали его и как истинного борца, способного пойти до конца, если речь идет о спасении страждущих. Широкую известность приобрела история о том, как в Вашингтоне отец Иоанн несколько дней подряд не покидал приемную Госдепартамента, пока не добился разрешения на въезд в страну нескольких тысяч русских беженцев из Китая. А еще до этого, в Шанхае, он часто ходил по ночному городу и раздавал бездомным хлеб и деньги.

Дети из приюта святителя Тихона Задонского в Шанхае Его аскетизм поражал: «как будто заново возродился святой пустынник из первых веков христианства». Священник никогда не ложился в постель — у него ее просто не было. Спал короткими урывками, пару часов, сидя на стуле. «К разочарованию многих, бывало, засыпал на несколько минут во время разговора, который был ему неинтересен, но при этом никогда не терял нить беседы», — вспоминал игумен Адриан, автор первого жития святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Как уже упоминалось, старец не очень любил обувь, что не нравилось высшему церковному начальству. Приказали носить ботинки, и он выполнил это беспрекословно: связал их шнурками и перекинул через плечо. Тогда пришло более конкретное указание — надеть ботинки на ноги, и священник уже не посмел ослушаться.

С самого начала жизнь выдающегося иерарха отмечена свыше. Он родился в Харьковской губернии в дворянской семье Бориса и Глафиры Максимовичей. Родители были православными и оказывали материальную поддержку Святогорскому монастырю на Северском Донце. Мальчика нарекли Михаилом. К роду Максимовичей принадлежал выдающийся сибирский миссионер XVIII века митрополит Иоанн Тобольский (Максимович), прославленный РПЦ в лике святых в 1916 году. Почти через столетие в духовную книгу России впишут имя нового святого — святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, но прежде он будет прославлен Русской зарубежной церковью.

Несмотря на глубокую религиозность, Михаил Максимович поначалу решил стать военным, окончил Петровский Полтавский кадетский корпус, а затем юридический факультет Харьковского университета. В эти годы его духовным наставником был архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), неизгладимое впечатление на молодого человека также произвел приезд в Харьков епископа Варнавы (Настича), позднее Патриарха Сербского. В 1921 году вместе с родителями он эмигрировал в Белград, где поступил на богословский факультет, а через пять лет принял монашеский постриг, получив имя Иоанн в честь своего предка. Несколько лет священник преподавал в Битольской семинарии, ежедневно служил литургии, посещал больницы и приюты, а в 1934 году, уже в чине епископа, его назначили в Шанхайскую епархию.

Иоанн Шанхайский с детьми приюта святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско. Здесь же располагались его келья и храм, где он совершал литургию В этом городе, собравшем около 50 тысяч русских беженцев, священнику предстояла большая и многотрудная работа, но благодаря уникальным внутренним качествам ему удалось сделать очень многое. Прежде всего, он уладил разногласия между православными приходами, уже через год после своего приезда завершил строительство Свято-Николаевской церкви, а затем возвел кафедральный собор в честь иконы Богоматери «Споручница грешных». При его личном участии в Шанхае создавались обители для обездоленных, гимназия, госпиталь, общественная столовая, коммерческое училище. В 1936 году отец Иоанн открыл подворье Пекинского женского Покровского монастыря, организовал для сирот и детей из бедных семей приют во имя святителя Тихона Задонского, и со временем его воспитанниками стали более трех тысяч человек. Иоанн Шанхайский сам подбирал на улицах города голодных детей и приводил их в приют. Всю свою жизнь без остатка он посвящал служению Богу и помощи людям.

«Его внимание было направлено, в первую очередь, на больных и одиноких, которых он навещал в самых отдаленных уголках. При этом он носил на шее плоский кожаный футляр с тяжелой иконой Богоматери — копией чудотворного Курского образа, которую эмигрантская церковь привезла из России. У постели больных он пел своим хриплым голосом короткое обращение к Богородице (молебен), а иногда и причащал их. Но больше всего он любил детей и с удовольствием общался с ними. Он всегда справлялся о них, расспрашивал их, посылал им открытки и привозил подарки. Он мог подолгу глядеть им в глаза своим теплым лучистым взором, который обымал их, как обнимают младенца руки матери. Насколько плохо он мог выразить себя словами, настолько красноречивы были его глаза. Случайное прикосновение к нему оставляло ощущение чего-то жесткого и массивного, как узловатый ствол дерева. Но взглянет он на тебя, и ты тут же чувствуешь себя самым любимым его человеком на земле» (из личных воспоминаний игумена Адриана).

В конце 1940-х с приходом к власти коммунистов многим эмигрантам пришлось покинуть Китай. Около пяти тысяч беженцев находились на Филиппинах, где местные власти выделили для них необитаемую часть острова Тубабао. В 1949 году в этот лагерь приехал отец Иоанн, провел здесь около трех месяцев, узнал о бедственном положении соотечественников, а потом направился в Вашингтон и сумел добиться в американском Конгрессе предоставления им права на постоянное место жительства в США. И в это же время основал здесь приход Русской православной церкви заграницей, который сегодня известен как Иоанно-Предтеченский собор.

Все последующие годы Иоанн Шанхайский служил в Западной Европе и США, продолжая деятельность созидателя и просветителя. В 1951 году владыку назначили архиепископом Брюссельским и Западноевропейским, и одним из первых неотложных дел стало содействие переезду из Югославии во Францию Леснинского женского монастыря, подвергавшегося там преследованиям. Отец Иоанн завершил в Брюсселе строительство большого храма-памятника во имя Иова Многострадального, заложенного в память царя Николая Александровича, основал в Париже православную церковь. Святитель уделял много внимания не только русским эмигрантам, но и пришедшим в православие европейцам. Он был сторонником того, чтобы на службах использовался родной язык прихожан, сам проводил их на нидерландском, немецком. Он нередко говорил, что причиной революции в России было в том числе неудовлетворительное руководство русской церковью и видел в эмиграции средство и поручение Божественного Провидения, для того чтобы сделать православие известным во всем мире.

Святитель Иоанн с прихожанами перед входом в палаточный храм на острове Тубабао Земной мир владыка Иоанн покинул в возрасте 70 лет 2 июля 1966 года в Сиэтле во время посещения Свято-Николаевского прихода. Он молился в своей келье перед той самой Курской иконой Божьей Матери, которую во всех путешествиях возил с собой.

«Как он жил — так и умер, в одиночестве, совершенно неожиданно, в своей комнате, чтобы отдохнуть перед церковной службой, а потом за ним должны были заехать, чтобы отправиться на освящение дома. Мы всегда будем благодарны за то, что нам довелось его знать, и за то, что мы были охвачены его щедрой любовью» (игумен Адриан).

«Он умер 2 июля после служения Божественной Литургии, ушел в мир иной в молитвах. „Нет у нас больше батюшки“, — звучало во всех храмах нашей юрисдикции во всех частях света. Осиротела и Православная церковь в Нидерландах, не было у нее больше защитника на земле. Но он, как никто другой, защищал нашу малую Церковь перед лицом Господа. Лично мне он в конце подарил свое одеяние для пасхального служения с пасхальной митрой. Я послал ему благодарственное письмо, но ответа уже не получил» (епископ Иаков. Гаага, 1966).

В 1994 году Русская православная церковь заграницей приняла решение о канонизации Иоанна Шанхайского, а спустя два года, к 100-летию со дня его рождения, в Москве основали Фонд святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. В 1998 году его руководители обратились к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II c просьбой о прославлении святителя Иоанна и в России, что в итоге и произошло в 2008 году.

На кладбище в Сан-ФранцискоФонд святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца ведет широкую просветительскую деятельность — создан музей Иоанна Чудотворца, издаются посвященные ему книги, и одна из последних — «Единственный». Презентация проходила в Доме русского зарубежья, где собрались люди разных поколений из России и Франции. Среди них были те, кому посчастливилось слышать о старце от своих родителей, и эти воспоминания драгоценны. Звучали и сокровенные рассказы тех, кто получил исцеление и помощь после молитвенного обращения к святому. И всех объединяла радость от этой встречи, где незримо присутствовал великий подвижник с лучистым взглядом. Пожалуй, самые точные слова об этом уже сказаны игуменом Адрианом: «Владыка Иоанн, прозванный Шанхайским, относился к людям, о встрече с которыми можно только мечтать, пусть даже это случится один раз в жизни. И когда такая встреча состоится, то воспоминание о ней останется навсегда. Он был в буквальном смысле слова уникальной личностью, абсолютно единственной, потому что в нем ряд редких самих по себе качеств собрались воедино и достигли высокой степени концентрации».

Елена ГЛЕБОВА
В материале использованы материалы из книги «Единственный» и фотографии с сайта https://www.miloserdie.ru