Под небом Франции

Музеи Приамурского Императорского Русского географического общества на Всемирной выставке в Париже

Всемирная выставка в Париже на рубеже двух веков вызвала огромный интерес. Ее называли международным праздником труда, прогресса и цивилизации. Впервые 35 государств, и среди них Российская империя, устроили свои национальные павильоны. В них сосредоточили все, что характеризовало страну и отличало ее от других, «исторические памятники, предметы искусства. Все новое, что возникло в мире, прогресс фактический и мнимый в любой отрасли деятельности был представлен на выставке века. Парад-алле искусства, науки и техники!»

Парижская выставка продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Ее символом стала встреча нового, XX века. Выставку посетило свыше 50 миллионов человек (мировой рекорд того времени), и она принесла французской казне доход в 7 миллионов франков. В грандиозном проекте приняло участие свыше 76 тысяч экспонентов, почти в полтора раза больше, чем на предыдущей выставке 1899 года. Площадь выставки составила 1,12 кв. км. Специально к этому событию были сооружены Лионский вокзал, вокзал Орсе (ныне Музей Орсе), мост Александра III, Большой и Малый дворцы. 19 июля 1900 года начала работать первая линия парижского метро.

На Марсовом поле располагались самые интересные разделы выставки. Здесь были экспозиции горного дела, металлургии, промышленности, обширная и богатая экспозиция по электричеству. Рядом представлено строительное искусство со снимками, планами и описаниями самых замечательных построек мира, транспортное дело, отрасли химической индустрии, земледелие, образцы народных промыcлов, пряжа, ткани и готовое платье, народное образование с учебными кабинетами, лабораториями, опытными станциями, образцовые операционные залы со шкафами, наполненными новейшими хирургическими инструментами. Демонстрировались успехи свободных искусств: фотография, музыка, сценическое искусство и т. п.

Россию представили около 2,5 тысячи экспонентов, среди них правительственные и общественные учреждения, крупные промышленные компании, фирмы. Все российские экспонаты располагались в «Окраинном отделе». Русский павильон в виде Кремля возводили российские плотники, срубившие его без единого гвоздя, чем удивили заграничную публику. Его украшали 28 огромных панно, выполненных под руководством и с участием мастера станковой живописи К. А. Коровина. Вся эта работа увенчалась успехом: в Русском отделе, особенно в здании Кремля, наблюдался такой наплыв посетителей, что «против давки приходилось принимать специальные меры», — писал позднее в отчете генеральный комиссар русской выставки.

Общее руководство «Окраинным отделом» Парижской выставки было возложено на хорошо знавшего Сибирь члена Государственного совета, известного путешественника, человека обширных научных знаний по ботанике, географии, статистике, энтомологии, вице-президента Императорского Русского географического общества (ИРГО) П. П. Семенова. По его особой просьбе сибирские и другие филиалы ИРГО, местные органы власти, музеи, частные лица предоставили уникальные коллекции и отдельные предметы. Приамурский отдел ИРГО (ПО ИРГО) в частности — коллекции музеев Владивостока, Хабаровска, Читы и Кяхты.

Готовиться к выставке музеи Приамурского отдела начали еще в 1897 году. Был создан выставочный комитет по сбору экспонатов для Парижской выставки. Им руководили генерал-губернаторы С. М. Духовской, а затем Н. И. Гродеков.

Забота о подборе коллекций Хабаровского краеведческого музея для Всемирной Парижской выставки легла на плечи окружного инспектора училищ Приамурского края Василия Петровича Маргаритова, исполнявшего в 1896–1898 годы обязанности директора музея при Приамурском отделе. Он имел большой опыт выставочной деятельности, неоднократно участвовал в российских конгрессах, местных выставках. Был одним из организаторов проходившей в 1889 году в Хабаровске Амурско-Приморской выставки. В. П. Маргаритову, входившему в организационный комитет, было поручено заведовать учебно-книжным отделом. Работа этого отдела показала большой организаторский талант В. П. Маргаритова, и ему было поручено готовить этнографические коллекции и традиционные предметы быта народов Дальнего Востока для участия на Всемирной Парижской выставке. О том, насколько профессионально это было сделано, свидетельствует диплом, присужденный в Париже Приамурскому отделу Императорского Русского географического общества.

Василий Петрович МаргаритовНадо отметить, что не все отделения ПО ИРГО восприняли с воодушевлением распоряжение выставочного комитета о подготовке своей части коллекции для выставки. Общественность Владивостока высказывала большую тревогу по поводу отправки уникальных экспонатов из музея Общества изучения Амурского края в далекий Париж, предлагая заменить подлинники муляжами, готовить на выставку только дубликаты или вообще отказаться от участия.

Завершал отправку экспонатов Хабаровского музея в Париж его новый общественный директор С. Н. Ванков при непосредственном участии главного начальника края, генерал-губернатора Н. И. Гродекова, который решал вопросы оплаты всех расходов, уточнял место сбора экспонатов, их необходимое количество, площадь под выставку Приамурского отдела ИРГО. В конце ноября 1898 года Н. И. Гродекова уведомили телеграммой из ИРГО о том, что в связи с изменившимися обстоятельствами под экспонаты Приамурского отдела вместо обещанных 80 отводится 33–35 квадратных саженей. Пришлось В. П. Маргаритову вместе с членами выставочной комиссии вновь пересматривать список отобранных к выставке коллекций.

После бурных обсуждений решили отправить во Францию «образцы национальной одежды амурских племен и чучела наиболее примечательных представителей фауны. Было подготовлено 12 чучел амурских рыб, в том числе калуга в 6 аршин». К большому огорчению членов Приамурского отдела ИРГО, сотрудников музея, «великолепно выделанное чучело калуги при транспортировке получило повреждение, дело с реставрацией затянулось, и редкостный экспонат пришлось отправить в Забайкалье». Среди экспонатов ПО ИРГО европейцы увидели «чучела северных оленей — один запряжен в нарты, другой — под вьюком, 8 манекенов амурских инородцев в костюмах, чучела ездовых собак и др.».

В июле 1899 года в Хабаровске провел несколько дней известный художник, доктор П. Я. Пясецкий, снимавший виды Уссурийской железной дороги и реки Амура для подготовки картины-панорамы Сибирской магистрали на Парижскую выставку. Панорама представляла собой ряд последовательных изображений акварелью главнейших сооружений Сибирской железной дороги и местных видов на бумажной ленте длиной 1 000 м. Лента двигалась, наворачиваясь с одного цилиндра на другой, в комнате на 125 зрителей. По описанию генерального комиссара Русского отдела В. Н. Тенишева, «публика помещалась в вагонах, где получала завтрак, обед или напитки, и в полчаса перед ней мчалась местность от Москвы до Порт-Артура... После закрытия выставки, наряду с этнографическими коллекциями Западной Сибири и панно К. А. Коровина, украшавшими отдел окраин России, картина-панорама П. Я. Пясецкого поступила в Русский музей императора Александра III».

В краткой истории Приамурского отдела ИРГО (1893–1913), вышедшей к 300-летию дома Романовых, участие Гродековского музея во Всемирной Парижской выставке 1900 года оценивалось очень высоко: «Казалось бы, больше чем беззастенчиво было со стороны провинциального, да к тому же еще не совсем сформированного, музея принять это приглашение и идти вслед за убеленными учеными сединами европейскими музеями на суд мировой истории. Но подбор коллекций Приамурского края оказался составленным с такой совершенной научной подготовкой, что был признан одним из лучших экспонатов Всемирной выставки, и Приамурскому отделу был присужден диплом на золотую медаль».

За этим последовало признание августейших особ. В начале 1901 года на имя генерал-губернатора Приамурского края Н. И. Гродекова пришло благодарственное письмо от великой княгини Елизаветы Федоровны, сестры жены Николая II. «На Всемирной выставке в Париже, осматривая находившийся под моим покровительством Окраинный отдел, я имела случай убедиться в превосходном подборе экспонатов, собранных во вверенном вам крае, дающих наглядную и полную картину жизни и промышленных успехов его населения, зная из объяснений организатора и достойного руководителя отдела, члена Государственного Совета П. П. Семенова, что таковой подбор экспонатов был исполнен под вашим руководством и при деятельном вашем участии, я поставлю себе в приятный долг выразить вам свою признательность за ваши труды, а также прошу вас передать мою благодарность и вашим полезным сотрудникам».

Лариса КОРНЕВА
Фото Уильяма Генри Гудиера*


* Уильям Генри Гудиер (1846–1923), чьи фотографии здесь представлены, был первым хранителем Бруклинского музея искусств (1899–1923) и известным теоретиком и исследователем в области истории искусств и архитектуры. В 1900 году Гудиер посетил Всемирную Парижскую выставку с фотографом Джозефом Хоксом. Они сделали многочисленные фотографии с выставки, включая уличную жизнь, перспективы.