Наполняя мир красотой

Бронислав  Тамулевич на фоне экспозиции зала  Музея истории города Хабаровска. 2014Время бывает беспощадно, внезапно выкашивая из жизни тех, кто полон сил, замыслов и творческой энергии. Брониславу Тамулевичу совсем не подходят слова «он был...». Это не о нем. Все, кто близко его знал, запомнили веселого, умного и артистичного человека. Даже будучи внешне вполне серьезным, он продолжал шутить и тонко импровизировать, выстраивая умопомрачительные ситуации и розыгрыши. Порой собеседнику было трудно понять, где реальность, а где вымысел художника.

Если в творчестве, как обычно говорят, отражается характер творца, то и в композициях Тамулевича всегда ощущается тот артистизм и ненатужность, что были так присущи ему в общении. Акварели художника зыбки и непредсказуемы, как свет солнечных лучей, скользящих сквозь облака. Он не делал подготовительных рисунков для своих пейзажей. Композиция словно бы мгновенно фиксировалась в его сознании и тут же сложными наплывами цвета ложилась на бумагу. Цветные туманы, брызги воды, легкие вибрации ветра всегда подчинялись кисти. Его акварели легки и поэтичны. Бронислава Тамулевича можно назвать универсальным акварелистом в технике письма по влажной бумаге. Каким-то внутренним чутьем и быстротой реакции ему удавалось управлять капризной растекающейся краской, сразу брать ее в нужной тональности. В акварельных портретах он всегда передавал сходство и неуловимое проявление характера модели. Писал тех, кого хорошо знал, кто был ему близок по духу и восприятию жизни. Летом с семьей часто ездил на отдых в Приморье, но при этом использовал возможность хоть на короткое время полностью погрузиться в пленэрную живопись.

Маяк на Эгершельда. 2013. Бумага, акварель. 60 х 70Старый дом. 2010.  Бумага, смешанная техника. 60 х 70 Дорога в лесу к часовне. 2010 Бумага, акварель. 60 х 70

Творческая биография Бронислава Тамулевича не будет полной, если представить его только как акварелиста. Будучи графиком, он рисовал постоянно. Среди работ портреты сыновей и жены Светланы, портреты хабаровских художников и множество набросков студентов в мастерской и на этюдах. Рисунки передают непосредственность моделей, они живописны по тональности штриха. Не случайно художник представлял свой родной город в международном проекте «Дни российско-немецкой культуры» в 2015 году в Верзене (Германия), где состоялась его авторская выставка портретов жителей Хабаровска.

Алексей. 2005. Бумага, картон, 30 х 40Рома. 2002. Бумага, акварель. 60 х 70Света. 2014. Бумага, акварель. 60 х 70

Тамулевич успешно работал в сложной профессиональной области, которой пока посвящено не так уж много качественных теоретических исследований. Он решал дизайнерские задачи по организации пространства музейных экспозиций. В обыденном сознании музейная экспозиция — это совсем просто: разложи аккуратно под витринным стеклом фотографии в рамочках, артефакты и этикетки. Между тем далеко не каждый специалист по интерьеру может работать в музейном пространстве. Это дискуссионная область постоянных художественных и научных поисков. Каждая вещь родилась в определенном времени, жила в своей предметной среде, которая с течением времени просто канула в Лету. Создать и интерпретировать в небольшом зале музея образ эпохи или значимое историческое событие всего лишь через группу экспонатов, документов и фотографий — невероятно сложная задача. Нестандартность мышления, острота творческой мысли Тамулевича позволяли ему всегда создавать нешаблонные проекты, приближая время минувшее и заставляя музейные предметы «говорить» со зрителем. Он автор художественных концепций и экспозиций залов Музея города Хабаровска, городского Центра патриотического воспитания, экспозиции музея ФСБ и музея внутренних войск.

Экспозиция зала «Сухой Суперджет» на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре). 2015

В своих проектах художник всегда разрабатывал оригинальные демонстрационные конструкции, активно вводил цвет, создавая напряженное поле для размышлений и ассоциаций у зрителя. Большой творческой удачей Тамулевича стало художественно-образное решение зала «Карафуто» в краеведческом музее Невельска, в котором он достиг высокого эмоционального эффекта. Бронислав Тамулевич также автор многочисленных, запомнившихся зрителям выставок в Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова: «60 лет Победы», «65 лет Победы», «Сон в Красном тереме», «Навстречу солнцу», «Хабаровск в XXI веке», «Амурское зазеркалье» и многих других. Созданная им как временная выставка «Магия клинка» в Приморском музее им. В. К. Арсеньева экспонировалась в течение пяти лет. За нее Бронислав Владиславович Тамулевич был удостоен премии имени В. К. Арсеньева, которой награждаются только жители Приморского края.

Экспозиция зала «Пять талантливых имен» в Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н.И. Гродекова.  2014Экспозиция зала Музея истории города Хабаровска.  2014

Творчество для художника — это жизнь, такая же естественная потребность, как дыхание. Последним осуществленным замыслом Бронислава Владиславовича стала роспись в клинике св. Марии в Инчхоне (Южная Корея) в отделении паллиативной медицины для онкобольных. Завершить ее помогли жена Светлана и старший сын Алексей. Перед тем как приступить к ее воплощению, сделали снимок на память — Тамулевичи и весь персонал больницы. На фото видна большая растяжка с текстом: «Русский художник Тамулевич Бронислав. Руки, наполняющие мир красотой. Благодарим Вас за дар, дающий надежду...»

Торжественная акция  медперсонала перед началом выполнения росписи в отделении паллиативной медицины для онкобольных в клинике Святой Марии в Инчхоне (Южная Корея). 2017

Фрагмент росписи в отделении паллиативной медицины для онкобольных в клинике Святой Марии в Инчхоне (Южная Корея). 2017. Акрил, аэрограф, кисть.  2,5 х 7 м Фрагмент росписи в отделении паллиативной медицины для онкобольных в клинике Святой Марии в Инчхоне (Южная Корея). 2017. Акрил, аэрограф, кисть.  2,5 х 7 м

В аскетичный интерьер больницы вторгся прохладный морской прибой, шлифующий глыбы камня, вечно созидающий и разрушающий их. Чайки — верные спутницы трех стихий соединяют землю, воду и безбрежное небо. Синтез стихий — поле возникновения ассоциаций, выплеск энергии и размышлений о покое и гармонии вечности.

Виктория ШИШКИНА
Фото из архива семьи художника


Бонислав ТамулевичТАМУЛЕВИЧ Бронислав Владиславович (1957–2017)

Родился 8 февраля 1957 г. в Хабаровске. Успешно окончив художественно-графический факультет Хабаровского педагогического института в 1979 г., становится участником профессиональных выставок. С 2005 г. член Союза художников России. Преподавал изобразительное искусство в Хабаровском технологическом техникуме (1979–2004), но при этом постоянно рисовал.

Педагогическая работа Б. В. Тамулевича отмечена в 1993 г. нагрудным знаком «Отличник бытового обслуживания населения». Победителем конкурса «Преподаватель года» он стал в 1997 г., а в 1998-м награжден почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

В 2003 г. он стал лауреатом администрации Хабаровска в области изобразительного искусства за 2002 г. в номинации «Графика» и тогда же отмечен администрацией города за оформление выставки «Хабаровск в первых лицах. Время. События. Факты... (Из истории органов местного самоуправления города Хабаровска)». В 2005 г. получил благодарность управления культуры администрации Хабаровска за активную работу по созданию экспозиции Музея города, в 2012 г. — благодарственное письмо мэра Хабаровска А. Н. Соколова за качественную и эффективную работу по восстановлению и созданию новых экспозиционных залов МАУК «Музей города Хабаровска»

В 2007 г. — лауреат премии В. К. Арсеньева (проект «Магия клинка», Владивосток), в 2015-м — лауреат премии губернатора Хабаровского края в области искусства и культуры за экспозицию «Амурское зазеркалье» в музейном комплексе «Амурский утес». В 2016 г. Бронислав Тамулевич получил благодарность Российской академии художеств за высокий профессионализм и творческую деятельность в области изобразительного искусства в честь 75-летия Хабаровского отделения Союза художников России.