Отражения

Н. Иванов. Дождливый день (этюд).  Бумага, акварель. КМИИВ собрании Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре хранятся около 150 работ Николая Васильевича Иванова (1917–1965). Это акварели, рисунки карандашом и тушью, линогравюры. Художник пробовал себя в разных графических техниках, но любимой и главной стала для него акварель. Легкая, полупрозрачная, требующая от мастера быстроты, точности, а главное, безупречного чувства цвета. Всем этим Николай Иванов обладал в полной мере.

Н. Иванов. Протока. Бумага, акварель. КМИИМожно сказать, он был отмечен искрой божьей, потому что талант рисовальщика проявился у него еще в раннем детстве. Правда, сразу по окончании школы в 1933 году Николай Иванов поступил в Воронежский индустриально-строительный техникум, но помимо технических дисциплин изучал не только черчение, но и рисунок, композицию, различные направления изобразительного искусства. Прежде чем оказаться в Комсомольске-на-Амуре, он поработал в строительных организациях Москвы и Сочи, был призван в армию и служил на Дальнем Востоке, а потом решил остаться здесь навсегда.

Н. Иванов. Город строится. Бумага, акварель. КМИИПоскольку все это время Николай Иванов продолжал рисовать «для себя», неудивительно, что в 1946 году он оказался в художественной студии при Дворце культуры судостроительного завода. Ее организатором и руководителем был все тот же неутомимый Георгий Цивилёв, объединивший молодых талантливых людей и помогавший им найти свое место в искусстве. Через «школу Цивилёва» прошли многие известные дальневосточные художники – Абросимов, Муравлёв, Короленко... Николаю Иванову он посоветовал поступить в заочную студию Всесоюзного Дома народного творчества в Москве, что тот и сделал. В 1951 году жизнь Николя Васильевича круто изменилась – он успешно выпустился из студии, перешел работать в мастерские Художественного фонда Комсомольска-на-Амуре, стал постоянным участником городских, краевых и зональных выставок, а в 1957 году его акварели из серии «Низовья Амура» экспонировались в Москве. В этом же году Николай Иванов стал членом профессиональной организации художников СССР.

Н. Иванов.  Дорога к Солнечному. Бумага, акварель. КМИИВ начале 1960-х художник возглавил бюро эстетики завода имени Ленинского комсомола, а вскоре его назначили главным художником завода. Должность, на первый взгляд, от творчества далекая. В обязанности Иванова входил контроль за художественным активом цехов, он должен был проводить семинары, разрабатывать эскизы по внедрению производственной эстетики в цехах, Дворце культуры, на стадионе, в пионерских лагерях и многое другое. Но помимо заводской деятельности Николай Васильевич все время писал акварели. Художника притягивала изменчивая палитра дальневосточной природы, молодой строящийся город с его зримыми преображениями, и он запечатлевал жизнь Комсомольска-на-Амуре в полупрозрачных оттенках и едва уловимых линиях. Это и было чистое творчество.

Н. Иванов. Вид на площадь Ленина. Бумага, акварель. КМИИЖизнь Николая Иванова оказалась до обидного короткой. По нелепому стечению обстоятельств он погиб на этюдах от удара молнии. Остались его акварели-отражения, очень точно названные искусствоведом Ольгой Приваловой уникальными пластическими зрелищами. В 2000 году, спустя 34 года после трагического ухода и посмертной выставки Николая Иванова, городской Музей изобразительных искусств подготовил большую ретроспективную экспозицию его работ. Для многих она стала долгожданной и дорогой встречей с творчеством талантливого акварелиста.

Н. Иванов. Целлюлозные колпаки. Бумага, акварель. КМИИ. Дар краеведческого музея«Учитель» – так уважительно, с теплотой отзываются о нем художники, в ком он оставил память своей откровенностью, доброжелательностью, талантом общения, – писала в буклете к той выставке ее куратор Ольга Привалова. – Великодушие художника живо ощущается в его произведениях, наполненных пространством, светом, любовью к человеку. Мысли, эмоции, вызванные ими, будут лишь фрагментами в бесконечном постижении его искусства».