Третий Федотов, Алексей Алексеевич

Алексей ФедотовКак живописец А. А. Федотов начал выставляться с 1970 года, был участником городских, краевых, зональных выставок. И только в начале ХХI века в Каминном зале Дома творческой интеллигенции состоялась его первая персональная выставка «По следам моей памяти», посвященная отцу. Здесь были представлены работы, выполненные на основе того богатого материала, что накопился за годы странствий по Дальнему Востоку и отложился в виде многочисленных этюдов и карандашных зарисовок. Итак, первая персональная, а художнику уже 55. Похоже, он не спешил или был занят чем-то иным.

В 2005 г. в Государственном музее Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова проходит выставка А. А. Федотова «Времена года». На ней автор показал 40 картин, главным образом посвященных природе нашего края. Тогда же публике был представлен и первый поэтический сборник А. А. Федотова «То, что было и прошло». Не очень удачный с точки зрения орфографии и стиля, но обезоруживающе искренний (все-таки первый опыт). Цветок парашюта на обложке не случаен: в конце 60-х Федотов-младший проходил воинскую службу в ВДВ в 112-м отделении парашютно-десантного полка особого назначения 928-й гвардейской дивизии. На его счету 48 парашютных прыжков. Отсюда и, казалось бы, неожиданная тема цикла стихов, которую условно можно назвать «Десантура». Дело в том, что армейская тема для Федотова не только воспоминание, но реальность сегодняшнего дня. Он не только любуется красотами ландшафта, но вникает в суровые, порой трагические армейские будни («Российским офицерам»). Из стихотворения «Десантура»:

В Чечне, Дагестане, Таджикии где-то
Под пулями падают братья-славяне.
Как птицы летят голубые береты,
Домой возвращаясь на «черном тюльпане».

«Рыжий философ»Надо ли говорить, что Алексей Алексеевич Федотов сын известного дальневосточного художника Алексея Матвеевича Федотова и племянник менее известного художника Степана Матвеевича Федотова? А вот о том, что его матушка, красивая рыжеволосая Зоя Петровна (А. М. называл ее «моя Саския»), была музыкально одаренным человеком, надо напомнить. Наверно, благодаря ей младший Федотов поет оперным баритоном и освоил испанскую гитару. Повезло человеку. Родился 4 октября 1948 г. в Чите, с 1958 года живет в Хабаровске. В нашем городе уже есть картинная галерея имени А. М. Федотова. Но выставки А. А. Федотова прошли на других площадках, и мы это особо отметим.

Потому что А. А. Федотов художник самостоятельный, свободный (лучше сказать, вольный), не без анархических чудачеств и хмельного неповиновения официозу. При этом он плоть от плоти своего отца и предан ему бесконечно (из стихотворения: «Детство»: «...Героем Павликом не стал. /Я просто хулиганом был, /Мать и отца не продавал»).

Время от времени в хабаровской периодике стали появляться биографические этюды об А. М. Федотове, написанные его сыном достоверно, с юмором, а порой едко саркастически. Из того, что удалось прочесть, а это такие публикации, как «Жил-был художник», «Федотовские мастихины», «Вспоминая отца», «Божественный дар», «Неравный бой Бати-партизана», определенно можно сказать, что мемуарная проза А. А. Федотову удалась. Неудивительно, что в ближайших планах третьего Федотова издать книгу об отце с названием «БАТЯ». Как говорится, Бог и спонсоры в помощь.

«Голос моря». 1998Так не сразу, но закономерно и по-своему А. А. Федотов продолжил на новом витке истории семейные традиции. На языке вертится слово «династия», но уж очень оно пышное, королевское, а художники Федотовы из народа, из самых низов, жизнь прожили трудную... Хорошо сказано в стихотворении А. А. Федотова «Отцу»: «Всю жизнь прожил, считай, как „конь“ стреножен, /И все же стал народным достояньем». Стоит напомнить читателям, что о старших Федотовых написано немало, в том числе на страницах «Словесницы Искусств». Это статьи В. Стариковой, А. Лепетухина, Т. Давыдовой... Масштабы жизнедеятельности братьев Федотовых были разные, но оба многое сделали для художественного освоения дальней окраины России, один как пейзажист, другой как педагог. Жизнь семьи Федотовых вобрала в себя все беды и радости 30-х, 40-х и 50-х прошлого века: нищета, репрессии, война (старший Федотов шесть лет воевал), опять послевоенная нищета. А. М. Федотову так и не удалось закончить Иркутское художественное училище, зато он помог младшему брату Степану получить высшее художественное образование в Ленинграде, так что и сам набирался у него академических премудростей. И все-таки первопроходцем был Алексей Матвеевич, пейзажист эпического размаха, он создал неповторимые образы Байкала, Амура, Камчатки, а колымские картины это дань памяти отца, столяра-краснодеревщика Матвея Федотова, чья жизнь оборвалась здесь в 1937 г. ... Глубоко уходят в дальневосточную землю федотовские корни.

Известно, что А. М. Федотов в графе об образовании писал «неполное среднее». «Приходится удивляться, как без серьезной профессиональной школы, вдали от художественных центров мог возмужать талант Федотова», — писала искусствовед и современник А. М. Федотова В. Г. Старикова. Федотов-младший пишет так: «А ведь верной дорогой пошел отец в природу, в пейзаж! Данный жанр почти невозможно политизировать. Хотя и тут были „мастера лояльности“: шлепнут на холст пару тракторов или комбайнов с красной тряпкой, и все, „сдаешь целину!“. Отец подобным лизоблюдством не баловался. У него было все ясно, как божий день: горные кряжи, буреломы тайги, океанские валы, величавые реки... Без коммунистических бригад лесорубов и секретарей обкомов. Отец искал духовную сущность русской природы...»

«Осень в горах». 1995Хочу сказать вдогонку к вышесказанному, что такой жанр, как пейзаж, может иметь весомое социальное значение. Приведу литературный фрагмент из наследия Николая Заболоцкого, у него есть «Картины Дальнего Востока», это отрывки из писем, которые он писал из мест заключения, а он отбывал его в пос. Старт под Комсомольском-на-Амуре, потом на Алтае. «Это особая страна, не похожая на наши места, мир, к которому надо привыкнуть, — пишет Заболоцкий. — Особого описания требует Амур, который, подобно гигантской ленте, извиваясь, катит свои волны у подножия бесчисленных сопок, и ветры, как по трубе, летят над ним, следуя по течению, ибо сопки не дают им прорваться в глубь страны. Но мое письмо — это только беспорядочный набросок, обо всем нет времени написать...» (апрель,1944 г.).

То, о чем думал Николай Заболоцкий в прозе, воплотил Алексей Матвеевич Федотов в живописи. Картина была задумана еще в 1959 г. «Мы стояли на смотровой площадке, и перед моим обескураженным взором с какой-то добродушной, мускулистой мощностью выносила свои коричнево-охристые воды широко распахнувшаяся река. Отец долго всматривался во все это великолепие и, наверное, в те самые мгновения у него и зародилась мысль о новой картине...» (Это отрывок из статьи А. А. Федотова «Федотовские мастихины»). А вот свидетельство искусствоведа В. Г. Стариковой о том, как картина А. М. Федотова «АМУР-БАТЮШКА» явилась взору зрителей: «Держу в руках фотографию 1964 года с пейзажем Федотова „Амур-батюшка“. Занимая всю стену большого зала, она целиком на снимке даже не поместилась. Гляжу и вспоминаю, как холодок восторга пробегает по спине, становится жутко и радостно перед этим огромным полотном. Наши фигурки музейных сотрудниц кажутся такими случайными, незначительными по сравнению с грандиозностью открывшегося за нами пространства». Думаю, не лишне напомнить читателю «Словесницы Искусств» о том, как создавался «Амур-батюшка».

Вернемся, однако, к становлению Федотова третьего. Быть в тени такого мощного художника, как А. М. Федотов, непросто. Упрямый нрав молодого Алексея не позволял ему идти по накатанной дорожке академической учебы, доступной ему вполне, в отличие от предка. Не закончил, недоучился... Впрочем, было пять лет занятий в изостудии хабаровского Дворца пионеров, которую тогда вела Анфиса Гавриловна Буркова. Она, кстати, окончила то же Иркутское художественное училище, что и А. М. Федотов, а преподавал у них не кто иной, как Сверкунов, ученик самого Репина. Юный Алексей Федотов подавал надежды,
в 1962 г. он даже экспонировался в Японии.

«Мой Амур». Триптих. «Противостояние»Но живописцем не стал, а стал оформителем, то есть по терминологии профессионалов, занялся «халтурой» на 20 ближайших лет. Возможно, сыграла свою роль разнообразная одаренность Алексея Алексеевича: с детства занимался моделированием (макеты кораблей и автомобилей), сочинял и исполнял под гитару авторские песни, потом стал «баловаться пером». В узких кругах обрел репутацию загульного бражника и сочинителя едких эпиграмм, в том числе и на самого себя («По пьяни написал стихотворенье, /Я видел, что Пегас мне улыбнулся. /А утром прочитал свое творенье/ Не испугался, просто ужаснулся»). В общем enfant terrible местного значения.

Как бы то ни было, на вольную и бесшабашную жизнь надо было зарабатывать, и ремесло оформителя давало эту возможность. Это были годы странствий по Дальнему Востоку: Нижний Амур, Сахалин, Камчатка. Взгляните на названия пейзажей: Амур, озеро Кизи, Шантары, Пуир, Тугур... После него в глубинке оставались хорошо оформленные клубы, музеи, просто столовые — достойная и нужная работа. Одновременно накапливались впечатления в виде набросков, зарисовок, этюдов для будущих живописных работ.

В середине 90-х прошлого века Федотов-младший решительно возвращается в живопись. Еще бы: у него за спиной была уникальная школа, творческая мастерская Федотова старшего, куда он единственный из окружения допускался в качестве подмастерья. Нет, он не стал подражателем, скорее стал продолжателем. Эпический размах, суровый драматизм, эмоциональную насыщенность федотовского пейзажа не повторить («второго Гомера» не бывает). Работы третьего Федотова скромнее по масштабу, его пейзажи более камерные, чем эпические, а цветовая палитра более оптимистична («сияющие краски» напишет рецензент). Он смотрит на природу радостно и восхищенно. В этих пейзажах много солнца, о чем можно судить по названиям: «Здравствуй, солнышко!», «Утро в Санниках», «Час карася». Этот самый час карася настолько притягателен для рыболова-живописца, что он посвящает ему целое стихотворение:

Пахнут травы, как дурманом,
Утро, тихо, ни души,
Спит протока под туманом,
Чуть колыша камыши...

«Мой Амур». ТриптихНебольшого формата пейзажи и натюрморты третьего Федотова исполнены лирически-сентиментального настроения («Кувшинки», «Старый мостик», «Свеча горела на столе»). Есть и величественные, более сложные по композици и цветовому решению картины, посвященные вечной теме дальневосточных художников — Амуру и морю. Много сил вложил Алексей Федотов в триптих «МОЙ АМУР»: «Амур перед шугой», «Свидетель эпохи» и «Противостояние». Вторая картина сюжетная, речь идет об Амурском утесе, а бурные волны, омывающие его, наверно, символизируют волны истории. В «Противостоянии» царит абсолютная гармония: облака отражаются в спокойной воде, роскошная гамма бело-сине-голубого оттеняется коричневатыми тонами скал и сопок, а также зеленью хвойных деревьев. Если Амур А. М. Федотова — река тяжелой воды, как утверждают искусствоведы, то у А. А. Федотова волны красивые и кудрявые, не без эстетского любования. Впечатляет «Осень в горах», картина еще одной природной стихии.

Заметно по названиям картин, что младший Федотов стремится вовлечь зрителя в широкую игру ассоциаций и вообще склонен к философствованию. Оригинальная картинка «Рыжий философ» про кота, размышляющего на подоконнике, причем изображенного со спины, — это и про него, Алексея, про его нежное отношение к животным. Замечено, что брутальные мужчины, любящие оружие (имею в виду не сколько Хемингуэя, но и Алексея, написавшего «Монолог пистолета», там есть такое утверждение: «Во мне мужская красота»), любят кошек. В доме Алексея и его жены Фиры живут пять кошек.

Если же говорить серьезно, армейская и историческая тема занимают важное место в творчестве третьего Федотова, хотя главного и существенного он не сказал еще, это дело будущего. Читателям поэтической книжки наверняка запомнились «Десантная строевая», «Последний прыжок», «День Победы», «Штрафники», «Российским офицерам», «Куликово поле», «Бунты России». В рифмованных строчках Федотов сопрягает историю и современность. Увы, современность рождает у него лишь гроздья сатирического гнева: «Прошла история нам даром, /И быдло ждет вождя с любовью...» Как ни странно, сумрачный взгляд третьего Федотова на современную Россию напомнил мне когда-то поразившую статью однофамильца, эмигрантского философа Г. П. Федотова (1886–1951) «Россия и свобода». Георгий Федотов считал, что процесс исторического развития на Руси был развитием от свободы к рабству: «Киев легок, тяжела Москва»... Так ли это, покажет время.

Живопись и дальневосточная природа — две надежные доминанты в жизни Алексея Алексеевича Федотова. «У А. А. Федотова своя судьба и своя живописная манера. Похожая на отцовскую, но все же своя», нельзя не согласиться с такой оценкой выставки «Времена года» (А. Николашина из «Молодого дальневосточника»). Природа в случае младшего Федотова не отдыхает, просто он не суетится, идет своей дорогой неспешно. Дорогу осилит идущий.

Валентина КАТЕРИНИЧ,
кандидат филологических наук