Скатерть-самобранка сурового Лана

— Знаешь ли ты страну, в которой убивают Деда Мороза на Скатерти-Самобранке, его брата Ла?

— Конечно, я не знаю такую страну, — скажешь ты. — Да и в мире существует два Деда Мороза: наш русский Дед Мороз и Санта-Клаус. Во всех странах принимают подарки от Санта-Клауса и Деда Мороза.

— За что же его убивают?

— А я нашел нашего дальневосточного Деда Мороза, нашего земляка, которого зовут Ады или Арии, но они похожи друг на друга как братья-близнецы.

— Что они, двойняшки?

— Можно сказать, что да. И они, дальневосточные Деды Морозы, отличаются от всех нам известных: русского Деда Мороза и Санта-Клауса. «Чем же они отличаются?» — спросишь ты. Прежде всего, и существенно, тем, что им приносили и приносят жертвоприношения: подарки, шкуры, чтобы они шили себе одежду и обувь, угощают их юколой, в жертву приносят собак и дают им выкурить Трубку Мира, чтобы они успокоились, не бушевали, не сильно морозили, не вьюжили.

А еще их отличает то, что они женаты, имеют детей и огромную родню, и то, что они живут родовым строем, устраивают прекрасное северное сияние, развлекая в глубокой древности и сейчас людей, показывая им чудесные природные явления: удивительные по красоте северные сияния.

Человек в древности проявлял целую гамму чувств, задабривал Ады и Арии, принося в жертву собак, кормил их юколой или вешал сырую рыбу для просушки на их чанги, таки, которые охраняли от зверей и птиц их (морозов) огромные собаки, а рыбы в дальневосточных водоемах было так много, что ее хватало не только для кормления и жертвоприношения Хозяину Огня — Тугур-ысу, Хозяину Леса и Гор — Пал-ысу, Хозяину воды — Тол-ысу, для кормления душ умерших и для кормления различных тотемов и во многих других случаях.

Дальневосточные топонимы (географические названия) для тебя, мой друг и земляк, находятся словно под шапкой-невидимкой: ты ведь не можешь перевести названия на карте Дальнего Востока на русский язык. А эти названия очень интересны, информативны, они своего рода фотокопии, слепки тех далеких времен, и могут показать, как жил древний человек, о чем думал, как воспринимал окружающий его мир. Почему он так точно дал название тем или иным объектам? Ведь для точных названий нужны современные научные знания, такие, как картография, геодезия, аэрофотосъемка и многие другие.

— А какие названия ты хотел бы мне назвать, о которых я ничего не знаю и которые могли бы привлечь мое внимание или внимание моих друзей?

— Я бы мог назвать очень многое, например, река «Жертвоприношение Злому Водяному», река «Вешала для просушки юколы, охраняемой собакой Лана», «Заездок для ловли рыбы Лана», «Селения Северного Низового Деда Мороза у Нерестилища».

— Что, действительно есть Селение, где живет наш дальневосточный Дед Мороз?

— Да, конечно. Зимой температура опускается здесь до 60 градусов ниже нуля, и это действительно подтверждается многочисленными научными наблюдениями и таблицами температур. Но эти названия даны человеком каменного века, возможно, тысячелетия назад. И тем не менее он сумел определить, что это самое холодное место на Скатерти-Самобранке Деда Мороза. Но Скатерть эта принадлежит его брату, которого зовут Ла (или Лан).

— А что, у дальневосточного Деда Мороза есть брат?

— Да, и не только брат, а многочисленная родня. Самым главным у них Ла-ыс — Хозяин всех Ланов, да и одно из названий нашей азиатской реки — Лаэри, то есть река Ла, или Амур, связано с его братом. Хочешь, я назову село и покажу дом, в котором живут наши земляки Деды Морозы Ари и Ады, покажу деревню, в которой они живут, и дом, людей, которые приносят им жертвенную пищу в виде собак, шкур животных. И как они, древние люди, заряжая стрелы, прикрепляли к ним пучки подожженного табака, чтобы наши Деды Морозы, которых звали и зовут Ады и Арии, выкурили Трубку Мира и успокоились, а не бушевали, не вьюжили, не морозили людей. Ну что, ты мне веришь?

— Что-то сомнительно, чтобы это было правдой.

— Тогда я сошлюсь на крупного ученого, который был свидетелем стрельбы из лука в дальневосточного Деда Мороза Ады. Я не хочу тебе сейчас же показать деревню и дом наших земляков Дедов Морозов, которых зовут Ады и Ари, я уже говорил тебе, что они близнецы-братья (народ, который дал многие названия на Дальнем Востоке, говорит на двух диалектах-наречиях — амурском и сахалинском). По одному наречию их имя Ады, по другому — Ари. Далее отличие их от известных Деда Мороза и Санта-Клауса еще в том, что они, наши дальневосточные Деды Морозы, женаты. Их жен зовут Адыумгу и Ариумгу, то есть жена Ады и жена Ари. Вообще я хотел бы, чтобы ты, мой уважаемый читатель, сам догадался, где же эта загадочная Скатерть-Самобранка, отыскал бы село и дом, в котором живут Деды Морозы, показывают прекрасные северные сияния, рыбачат, охотятся, выходят на высокобортных лодках в море для добычи морского зверя или для морских путешествий.

— Скатерть-Самобранка Лана — это сказка?

— Нет, это место реально существует на нашем российском Дальнем Востоке и не менее интересно, чем достопримечатель­ности Египта или других стран.

— А ты что, там был?

— Может быть, и ты был, мой уважаемый читатель, но не знал, что это место именно так переводится на русский язык. А я не только был на этой Скатерти-Самобранке, но и жил, заканчивал там среднюю школу.

Я тебе говорил, что эта земля очень огромна и богата, хотя она еще до сих пор принадлежит Лану и он часто устраивает там трапезу со своей многочисленной родней и, конечно, с нашими дальневосточными Дедами Морозами.

— Ты совсем сбил меня с толку. Что это, реально существующая Скатерть-Самобранка, на которой даже есть селения?

— Еще раз говорю, что это действительно так. Ады и Ари поселились на скатерти, которая принадлежит их брату Ла.

— Скорее покажи мне эту Скатерть-Самобранку, чтобы там хорошо поесть и попить.

— Но ее охраняет огромная Собака Лана, которая живет в горах.

— А я принесу ей кусок мяса, и она пропустит нас на Скатерть-Самобранку.

— Но эта Собака очень огромных размеров, и чтобы заткнуть ей пасть пищей, накормить ее, нужно много-много оленей и другого корма или юколы, которую заготавливает Ады для себя и Собаки Ла в огромных количествах. И село его не случайно называется «Селение Северного Деда Мороза у Нерестилища», сюда в огромных количест­вах, повинуясь биологическому инстинкту, на нерест идут огромные стада вкусных и жирных рыб, которые он, Ады, вешает на чанги и хассы на зиму, о чем свидетельствуют многочисленные названия, рассказывающие о деятельности Дедов Морозов. Вот они: Лантар — водное пространство, примыкающее к берегу Ла; река Кадылани — буквально «Река, по которой Ла движется вниз».

— А что он, человек?

— Суди сам: «Магдалан» — «Ла причаливает к берегу и обрабатывает рыбу», река Таккилакан — «Вешала для просушки юколы, охраняемой Собакой Ла». А река Тукилан — «Топор Лана», а рядом река Лаки — «Башмаки Ла». Я могу привести и другие названия братьев Ады, но сейчас ограничусь теми, которые, по моему мнению, приведут тебя к Скатерти-Самобранке Ла, а на ней ты найдешь и Селение Деда Мороза у Нерестилища, и проверишь по термометру, измерив всю Скатерть, что именно здесь, где живет Ады, самое холодное место зимой.

А сейчас посмотрим на одно из имен реки Амур, а именно Ла-эри — так нашу реку называли люди, населявшие Дальний Восток в каменном веке. И ты должен догадаться, кто же такой брат Ады и другая его родня. Почему же древние люди назвали реку Амур таким красивым и звучным именем Ла-эри. Эри — река, следовательно, Ла-эри — река Ла (Лана).

— А кто же он такой?

— Судя по названиям, приведенным выше, он антропоморфный, то есть человекоподобный, не так ли? Дальше, чтобы узнать, кто он и где его реки, долины, горы и где сама Скатерть-Самобранка Ла, на которой живут близнецы Деды Морозы, я расскажу тебе следующее. В древности женщины в любое время года рожали не дома, а в ланрафах, то есть в домах Лана, а взамен, выражаясь современным языком, за аренду своих домов для рожениц он требовал у людей родившегося ребенка.

— И что, женщины отдавали ему на съедение своих новорожденных?!

— Ни в коем случае! Как я тебе уже говорил, мужчины приносили жертвоприношения, выкуривали Трубку Мира и, в самом крайнем случае, стреляли или били его. У этого племени сохранилось даже название «Ла хадь» — убивать Ла (Лана), «Ла задь» — бить Ла (Лана). Со своим родовым Ла люди этого племени могли договориться, задобрить его, накормить, подарить шкуры, дать покурить табаку, но мог ведь прилететь и чужеродный Ла (Лан) и съесть родивше­гося ребенка. Так, во всяком случае, думали древние люди. Чтобы обмануть чужеродного Ла (Лана) и не отдать ему родившегося ребенка, старухи-повитухи отдавали Ла (Лану) не самого ребенка, а «детское место», то есть плаценту. Повитухи натыкали плаценту на шесты и уносили в лес, чтобы она не досталась ни зверю, ни птице, а только Лану за «аренду» его жилищ — ланрафов.

Иногда чужеродный Лан превращался в Лавадыра и творил такие безобразия, что люди надолго запоминали его нечеловеческую силу.

— Так кто же он такой и почему Ады — Дед Мороз — его родня?

— Когда он превращался в Лавадыра, буквально «Время, Когда Ла (Лан) Дрался», то есть когда он брал в руки свой топор, то все живое убегало и пряталось от него. И человек, конечно же, боялся его, но вступал с ним в дипломатические отношения, принося в жертву собак, шкуры животных и сушеную рыбу. Но если он все-таки не успокаивался, древний человек брал лук и стрелы и убивал его, чтобы он не буянил. Надо отметить, что и сейчас представители этого племени стреляют в него из огнестрельного оружия.

— Но ты говорил, что Ла (Лан) имеет Скатерть-Самобранку?

— Да, я это говорил и подтверждаю, что у него есть очень интересные вещи и среди них — Скатерть-Самобранка. Она могла бы накор­мить все население Дальнего Востока. Конечно, тебе трудно найти такое название, как Скатерть-Самобранка Ла. Она имеет несколько названий, а именно: Ых-Миф (буквально — Конец Земли). А ты знаешь, где этот Конец Земли? Никто не знает, а аборигены, назвавшие это место, знают. Второе название — Лер-Миф — Плавающая Земля. Наверное, последнее название наводит на правильную мысль, что Плавающей Землей может быть какой-то остров.

— Какой же?

— Остров Сахалин или Сахалаин. Здесь пропущена на карте одна буква, а именно «а», тогда получается САХАЛАИН. Ну а где же Скатерть-Самобранка, спросишь ты меня, мой уважаемый земляк? А вот она, расстилается прямо перед тобой. Эта Скатерть-Самобранка при разумном хозяйствен­ном подходе могла бы не только накормить население Дальнего Востока, но и одеть, обуть, обогреть. А ее кровь «мифнгар» — кровь земли, то есть нефть, способна зарядить моторы машин, кораблей, самолетов и военную и гражданскую технику.

— И все-таки я не вижу никакой Скатерти-Самобранки!

— Тогда слушай и читай, мой дорогой друг и земляк: Саха-питьевая вода, Ла — ветер, Ин — пища. И что же получилось? Питьевая вода и пища Ла (ветра). Да, действительно, какой только пищи не было на этом чудо-острове. Целые стада кеты, горбуши, семги, тайменя и других ценных пород рыб переполняли ее реки. А сколько зверя морского, лесного, птиц, разнообразных растений. А полезных ископаемых, спрятанных в недрах, — чуть ли не вся таблица Менделеева. Вот она — настоящая Скатерть-Самобранка Лана.

— А почему ты говорил, что Скатерть может стряхнуть меня и моих друзей?

— Ты еще не догадался, мой друг? Этот остров находится в сейсмически активной зоне, и там часто бывают землетрясения, и люди гибнут от этой стихии. Древние люди били землю дубинками, чтобы она не тряслась.

— А что за Собака, которая охраняет Скатерть Лана?

— Найди на острове гору Балаган — Горного Ветра Собака. Всмотрись!

— Да, действительно похоже на собаку.

— А где же обещанный дальневосточный Сахалинский Дед Мороз?

— А вот, в центре острова Сахалаина, найди и прочти Адотымово ( правильно Адытымово), где температура зимой доходит до минус 54. Арип’рыф (Адып’рыф) — дома дальневосточных Дедов Морозов, которые делают северное сияние. А когда из дома выходят их жены Адыумгу (Ариумгу) и танцуют, наступает пурга, и падают-падают снежинки, напоминая нам о том, что не только мы знаем Деда Мороза, Снегурочку и Метелицу, но и совершенно другой народ, к которому пришли наши соотечественники — первопроходцы и первооткрыватели. Они шли навстречу Солнцу и узнали здесь Страну Трех Солнц.

Игорь МЕРКУШЕВ, преподаватель иностранных языков
Рисунки Андрея АВЕРЬЯНОВА