Особая территория народов Севера

Студенты отделения народов Крайнего Севера Хабаровского пединститута. 1960-еГоды как птицы стремительны в своем полете: оглядываешься назад, а они уже пролетели. Уходят из жизни близкие и дорогие нам по духу и сердцу люди — наши учителя, каждый из них посеял в нас доброе, разумное и вечное. Как отдельный человек, так и в целом коллектив людей, а в данном случае студенчество, не должны забывать свою альма-матер, которая выпестовала их и дала им путевку в жизнь. Я, думаю, не ошибусь, сказав, что для многих северян это факультет народов Севера (отделение народов Крайнего Севера) Дальневосточного государственного гуманитарного университета, ранее известного как Хабаровский государственный педагогический институт.

ДВГГУ — один из университетов Российской Федерации, осуществляющий подготовку учительских кадров для школ Севера и Дальнего Востока. С 1943 года в стенах старейшего вуза ежегодно обучались и обучаются представители коренных малочисленных народов Севера РФ: эвенки, эвены, нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи, негидальцы, ороки, тазы, нивхи, ительмены, камчадалы, коряки, эскимосы, чукчи, чуванцы, челканцы, тофалары, сойоты, долганы, ненцы, ханты, манси.

С 1943 по 1954 год отделение народов Крайнего Севера на базе учительского института готовило учителей русского языка и литературы. Среди первых 26 студентов-северян, приехавших с Чукотки, Камчатки, из Хабаровского края, были нанайки Анна Оношина и Пая Киле, юкагирка Мария Никулина.

Первым заведующим отделения был Василий Федорович Новиков, выпускник Института народов Севера (Ленинград), он преподавал нанайский язык. Преподавателями родных языков работали выпускники ИНСа Нина Александровна Богданова — преподаватель корякского языка, Тамара Зосимовна Пукшанская — преподаватель эвенкийского языка. Начали свою трудовую деятельность на отделении известные и уважаемые педагоги края — выпускники Хабаровского педагогического института: Галина Петровна Домашенкина, Екатерина Николаевна Пучкова, Нина Александровна Авдеева (Макозняк), Кирис Канганович Киле.

Благодаря их неуемной энергии, пониманию необходимости подготовки квалифицированного учителя для отдаленных районов Севера и душевной доброте студенты-северяне познавали в стенах института азы педагогики, психологии и изучали предметы профильных специальностей. Они всем сердцем обожали своих педагогов. Вот одно из признаний Галине Петровне Домашенкиной: «На память нашей любимой Галине Петровне! За три года нашей учебы в ХГПИ мы всегда чувствовали Ваше чуткое внимание к нам и заботу. Своей неустанной работой Вы привили нам любовь к благородному труду педагога. Те знания, которые Вы дали, мы постараемся претворить в жизнь. Большое Вам спасибо за все, за все! Память о Вас мы сохраним на всю жизнь. Ваши питомцы. 1 июля 1950 года, г. Хабаровск».

Е.А. Киле, Д.М. Берелтуева, А.С. Киле – преподаватели кафедры прикладного искусства. 1996Одна из выпускниц учительского института по сей день продолжает эстафету своих педагогов — это Антонина Сергеевна Киле, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства ДВГГУ. Мудрый наставник, интеллигентный человек и высокообразованный специалист — вот те качества, которые отличают ее как Учителя с большой буквы. Жизненный путь нанайской девчонки из с. Найхин был непрост: учитель, директор, инструктор райкома партии, депутат Верховного Совета СССР двух созывов, заведующая методическим кабинетом, преподаватель.

В 1949 году было открыто подготовительное отделение с 3-летним сроком обучения, по его окончании слушатели могли продолжить свое обучение как в собственном педвузе, так и в других высших учебных учреждениях страны. Один из выпускников подготовительного отделения Чунер Михайлович Таксами, нивх родом из с. Кальма Ульчского района, закончил исторический факультет Ленинградского государственного университета, работал зав. кафедрой палеоазиатских языков ИНСа РГПУ им. А. И. Герцена, заведующим отдела Сибири и Дальнего Востока Института этнографии ЛО РАН (г. Санкт-Петербург), ныне профессор, доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕН.

При отделении народов Крайнего Севера была открыта кафедра родных языков, сотрудники ее занимались разработкой программ по родным языкам: нанайскому, эвенкийскому, корякскому и чукотскому, писали учебники и учебные пособия для школ и оказывали методическую помощь учителям. На отделении велась большая культурно-просветительская работа.

Лишь ученики могут сказать, каким был их учитель. Из воспоминаний учеников Агнии Васильевны Романовой (Логиновой), первого кандидата педагогических наук из числа коренных народов Хабаровского края, нам удалось узнать, что она от природы была мягким, застенчивым и добрым человеком. Родом из с. Тырма Верхнебуреинского района, закончила Московский государственный библиотечный институт им. В. М. Молотова. По окончании института в 1948 году была направлена в пос. Тура Эвенкийского автономного округа Красноярского края, с 1948 по 1949 год работала заведующей отдела по культпросветработе. В 1949 году поступила в очную аспирантуру Национального педагогического института АПН. Она является автором учебников по эвенкийскому языку для подготовительных классов. Плодом ее научной деятельности стала кандидатская диссертация на тему «Методика обучения родному языку в подготовительном классе эвенкийской школы», которая защищена в 1954 году. С 1954 по 1958 год работала на северном отделении Хабаровского государственного пединститута и преподавала эвенкийский язык. В 1958 году переехала в г. Якутск и стала научным сотрудником в Институте языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР.

Кто из амурчан старшего поколения не знает Кириса Кангановича Киле — выпускника Хабаровского педагогического института. По окончании Николаевского-на-Амуре педагогического училища он и его супруга Ульяна Даниловна продолжили обучение в институте. По его завершении Кирису Кангановичу предложили работать на отделении и вести нанайский язык, так как В. Ф. Новикова перевели по работе в систему крайоно. Однако супруга скучала по родной Булаве, и они вынуждены были переехать на ее родину. До преклонного возраста он работал в Ульчском районе учителем, директором, инспектором роно, зам. председателя райисполкома. Интеллигентный, мудрый и честный человек от природы, он всегда мог найти общий язык как с ребенком, так и с взрослым человеком и помочь им по возможности.

Студенты и преподаватели отделения народов Крайнего Севера Хабаровского пединститута. В центре – заведующий отделением Василий Федорович Новиков. 1940-еВ 1955 году отделение народов Крайнего Севера было реорганизовано в 4-летнее отделение педагогического института, при котором студенты могли обучаться на любом факультете по желанию. Отделение же русского языка и литературы в 1956 году было упразднено. Реорганизация, по словам В. Михайлова — ректора ХГПИ, была вызвана тем, что «около 150 преподавателей русского языка, подготовленных за годы функционирования отделения народов Севера, в основном удовлетворили потребность школ в преподавателях русского языка 1-й ступени. Районы Севера стали присылать заявки на преподавателей 2-й ступени 8-10-х классов — математики, физики, биологии, географии, истории…».

Студенты и учащиеся отделения народов Крайнего Севера находились на полном государственном обеспечении, жили вместе в общежитии и питались в столовой института. Для них, как и для всех студентов, учеба в институте — это самая счастливая и беззаботная пора, пора надежд, влюбленности и новых открытий. В 1950–1960-е годы за одним студенческим столом сидели участники Великой Отечественной войны и безусая молодежь. Стал студентом физико-математического факультета участник боевых действий Григорий Удинкан, нанаец из Хабаровского района. Позже он был верен своей избранной профессии, ныне ветеран войны и пенсионер.

Юноши и девушки, дети военных и послевоенных лет, перенесли со своими родителями все тяготы времени. Они были полны оптимизма и упорны в достижении намеченных целей. Один из лучших студентов факультета физической культуры Геннадий Васильевич Уза, нанаец из Приморья, радовал всех своими спортивными достижениями. Удэгейцы братья Суляндзига — Василий и Петр — осваивали азы физики и математики, по окончании вуза старший брат вернулся в родное село Красный Яр Приморского края, где работал учителем и директором школы, младший брат Петр ныне кандидат физико-математических наук, профессор ДВАПС, председатель ассоциации народов Севера г. Хабаровска.

В конце 1980-х годов в Верховном Совете СССР наш Дальневосточный регион представляла Евдокия Александровна Гаер (Нинани), нанайка из Комсомольского района, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии, истории и этнографии народов Дальнего Востока ДВО АН СССР. Она вела активную научную и общественную работу, защитила докторскую диссертацию, исполняла обязанности председателя Лиги малочисленных народов Севера при ООН.

В 80-90-х годах прошлого столетия, в перестроечное для страны время, заявили о себе такие выпускники, как Николай Семенович Сипин — ульч, Евдокия Васильевна Соловьева — эвенкийка.

В 1964 году было прекращено финансирование по содержанию студентов отделения народов Крайнего Севера, и само отделение как структурная единица при ХГПИ прекратило свое существование. Позже студенты-северяне обучались на общих основаниях, никакой государственной поддержки как представителям коренных малочисленных народов им не предусматривалось.

Решающую роль в возобновлении данного отделения сыграл ректор Хабаровского государственного педагогического института Валентин Викторович Романов. Благодаря его пониманию важности целевой подготовки учителей из числа КМНС для отдаленных северных сел и государственной поддержки студентов-северян начался новый виток в жизни ОНКС. В соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР в 1977 году при ХГПИ вновь было открыто отделение народов Севера. 32 студента 13 национальностей обучались на различных факультетах института.

С 1977 года заведующими отделения народов Крайнего Севера работали А. И. Абакумова, Г. И. Чузавкова, Р. Ф. Зайцева. С 1987 по 2003 год проработала заведующей Г. В. Рязанова. Воспитательную работу со студентами ОНКС с 1980-х годов проводили В. С. Богдановская, А. Н. Майеранова, В. А. Киле, Е. А. Киле, Е. А. Казарова.

Выпускники 1980–1990-х работают в общеобразовательных школах, центрах дополнительного образования, в административных органах района, округа и возглавляют общественные организации. В первом выпуске вновь открытого отделения преобладали студенты физико-математического факультета — энергичные, активные и талантливые. И мы горды тем, что многие из них состоялись как личности. Это удэгеец Павел Васильевич Суляндзига — вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, член Общественной палаты РФ; долганка Зоя Николаевна Ичин-Норбу (Рудинская) — аспирантка Российского государственного гуманитарного университета института психологии им. Л. С. Выготского, стипендиат Международной программы стипендии фонда Форда и др.

Агния Васильевна Романова – преподаватель эвенкийского языка, кандидат педагогических наук. 1950-еВ 1980–1990-е годы в связи с введением в школьные программы национально-регионального компонента возрастает интерес к традиционной культуре этносов, их истории и языку, и при этом возникает необходимость в подготовке специалистов, способных реализовать задачи, связанные с сохранением и развитием языков и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера средствами образования.

В 1985 году на факультете физической культуры для студентов-северян была предложена специализация «Северное многоборье». Большую помощь и поддержку при открытии данной специализации на факультете оказал Владимир Чубакович Бельды, кандидат педагогических наук, доцент института физкультуры. За 5 лет были подготовлены два мастера спорта (Николай Маймага из Таймырского округа и Сергей Падранхасов из Ямало-Ненецкого округа) и шесть кандидатов в мастера спорта по северному многоборью. Отрадно то, что выпускники факультета физической культуры активно внедряют данный вид спорта в школы севера края и других регионов, принимают участие в районных, краевых и других соревнованиях.

С 1991 года на художественно-графическом факультете началась подготовка по специальности «Национальная художественная культура и родной язык народов Севера» по экспериментальному учебному плану, который был разработан авторским коллективом — Т. А. Давидовой, деканом художественно-графического факультета, доцентом, кандидатом педагогических наук; Д. М. Берелтуевой, доцентом, кандидатом филологических наук, и Г. В. Рязановой, заведующей отделением народов Крайнего Севера. Этот учебный план, кроме общепрофессионального блока дисциплин, включал исторические, культурологические, лингвистические, художественные (изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство) направления. При подготовке учителя изобразительного искусства, родного языка и руководителя кружков национального прикладного искусства необходимо было сформировать, в первую очередь, специалиста, который мог бы в реальных условиях развивать традиционные виды искусства, а также реализовать гражданскую позицию в отношении собственного языка и этнической культуры.

Свыше 40 выпускников данной специальности работают в школах, в центрах дополнительного образования и этнографических центрах при клубах Хабаровского края, Республики Бурятия, Магаданской области, Республики Саха и Красноярского края. Они преподают родные языки (нанайский, эвенкийский и эвенский), изобразительное искусство и технологию. Работает директором общеобразовательной школы с. Тугур Тугуро-Чумиканского района и обучает детей эвенкийскому языку и технологиям О. К. Чепалова (Соловьева); неоднократно участвовали в краевых и республиканских конкурсах «Лучший учитель родного языка» О. А. Попова, Е. А. Бельды, А. В. Самар (Хабаровский край), Е. Ц. Майоров (Республика Бурятия).

Участники студенческой научной конференции. 2010Некоторые выпускники реализуют себя и на творческом поприще: Наталья Дигор, выпускница 1997 года — руководитель народного танцевального коллектива «Кэку» (с. Кондон Солнечного района Хабаровского края); Андрей Киле (с. Найхин Нанайского района Хабаровского края; Станислав и Вероника Манига (г. Магадан) — участники международных, всероссийских, зональных, краевых и областных выставок.

Наши выпускники заявляют о себе и как общественные лидеры. Елена У и Вероника Манига возглавляют информационно-правовые центры, Виктория Ончукова — лидер общественного движении по сохранению наследия эвенков края.

Студенты факультета народов Севера стремятся сохранить традиции отделения народов Крайнего Севера как кузницы учительских кадров. Сегодня на факультете обучаются более 100 человек. Независимо от своей основной профессиональной деятельности молодые люди стремятся знакомиться с этнической историей, культурой и языком своего народа. Именно они должны изменить отношение современного северянина к собственному этносу, его прошлому, настоящему и будущему.

Дарья БЕРЕЛТУЕВА,
кандидат филологических наук, доцент, декан факультета народов Севера
Дальневосточного государственного гуманитарного университета