Танцевать, как дышать

Андрей КрыловНаша беседа с Андреем Крыловым, солистом балета Хабаровского краевого музыкального театра, проходит в ритме дождя – теплого, размеренного, приятного летнего дождика. Нет, за окном солнце и довольно энергичный ветер. Это ощущение от спокойных, рассудительных ответов на мои многочисленные вопросы. Закрадывается мысль, что в обычной жизни он бережет себя для сцены. Не растрачивает эмоции. Но нет, его хватает и на родных, и на друзей, он любит активно отдыхать и менять род деятельности и обстановку. Вопреки традиции считать творческих людей «совами» встает рано, чтобы послушать пение птиц и полюбоваться рассветом.

Буквально несколько часов назад я видела другого Андрея Крылова, более привычного и в то же время абсолютно неожиданного. Нет, он всегда, в любых спектаклях музыкального театра яркий, эмоциональный, точный. Но вот – конкурс «Новые грани», традиционно организованный и проведенный Хабаровским союзом театральных деятелей (СТД) и министерством культуры Хабаровского края. Его название удивительным образом совпадает с содержанием. Именно новыми гранями засверкал в буквальном смысле этого слова новый талант Андрея – талант постановщика.

«Коварство и любовь» – так называется танцевальная история, придуманная и рассказанная Андреем Крыловым и его партнерами – балетом «ЭлитДэнс», ставшими главным событием фестиваля и завоевавшими Гран-при. В ней есть все: нежность и страсть, восторг и презрение, искренность и ложь, преданность и предательство. Зритель следит за разворачивающимися событиями то затаив дыхание от невероятной красоты, то спокойно созерцая идиллические моменты, то задохнувшись от несправедливости, гнева и боли.

Какой-то внутренний свет есть во всем, чего касается Андрей. Его врожденная интеллигентность, благородство проявляются даже там, где, казалось бы, и не надо. Вы посмотрите на «пиратов» в премьерном спектакле музыкального театра «Призрак старого пирата», в котором наш герой является постановщиком совместно со своим педагогом заслуженным работником культуры России Ольгой Козорез. Они элегантные, красивые, и танцы у них заводные, яркие, динамичные, но очень эстетичные, вопреки историческим героям, которые не отличались ни воспитанием, ни деликатностью. Свою первую самостоятельную работу постановщика Андрей осуществил в ТЮЗе в спектакле «С любимыми не расставайтесь». И опять он точен по времени события и абсолютно незаметно вписывается в канву драматической истории: даже не замечаешь, что это постановочный танец. Как будто сюжет продолжается, и так было задумано драматургом.

На сцене, в спектаклях театра, он настоящий артист! Он не делает ничего особенного, чтобы привлечь внимание зрителя, не выделяется в группе кордебалета, как положено выполняет рисунок танца вместе со всеми… Отвечая на мои вопросы о спектаклях театра, всегда говорит «мы», отождествляя себя со своим коллективом. Но взгляд часто останавливается именно на нем. Возможно, это его актерская природа, искренность и непрерывно происходящая внутренняя работа притягивают взгляд. Он проживает в танце жизнь своего героя, каким бы он ни был: шкодным Скоморохом в «Девичьем переполохе», элегантным Кавалером в «Веселой вдове», стильным Парижанином в спектакле «Прости мои капризы» или несчастной Особью в стиле ню, подгоняемой хлыстом разгневанных эмансипированных дам из «Прелестей измены».

Андрей КрыловНет, он не идеал. Бывает вспыльчив и несдержан. В порыве гнева может принять решение танцевать «вполноги», которое рассеивается в первые же минуты пребывания на сцене, лишь только глаза привыкают к световому контрасту и начинают проявляться зрители из первых рядов. Он не может обманывать их: они ему доверяют, и он выкладывается на все сто. Всегда. На каждом спектакле. В каждой роли. Он не может представить себя без танца.

В какой-то степени Андрей Крылов – мистик. Во всяком случае, все, что с ним происходит, не склонен приписывать лишь себе, своему упорству, знаниям и опыту. Верит в то, что некая сила свыше ведет и помогает ему. Возможно, это сила любви, которая не исчезает вместе с ушедшим очень дорогим человеком. Строгое, внимательное лицо вдруг теплеет и превращает его в мальчишку – маленького, согретого безмерной любовью родителей и особенно бабушки, которой уже нет, но она всегда рядом. С удивительным теплом он говорит о своем детстве, проведенном в уютном Биробиджане, об известном детском танцевальном коллективе «Мазлтов», в котором занимался с пяти лет, о первом педагоге Иде Беленькой, фактически сформировавшей его как профессионального танцовщика.

Для него, совсем еще молодого человека, время стремительно мчится – век танцора короток. Он старается ухватить каждый пузырек бурно кипящей жизни, то напиваясь драгоценной влагой, то обжигаясь… Он всегда в движении, в поиске, в работе, в творчестве, независимо от обстоятельств и окружающих событий. Успеть!

Передо мной сидит юноша с огромными выразительными глазами, в которых целый мир. И наша беседа, затянувшаяся на три часа, и мои вопросы, призванные раскрыть собеседника, кажутся такими примитивными по сравнению с тем, что он делает на сцене. На вопрос, где он берет энергию для творчества, неожиданно отвечает: «В природе, в воздухе, в шелесте молодой листвы».

Людмила КОХАН