Коллекционная вещь времен античности

Надгробный рельеф с изображением юноши. III–II века до н. э.  Древняя Греция. 42х29,5х12. ДВХМ. Инв. № С-203. Пост. в 1931 г. из ЭрмитажаПосетитель приходит в музей, смотрит на экспонаты... Первое его впечатление — от того, что он видит. Первичная оценка эмоциональная: нравится — не нравится. Затем наступает этап анализа: почему предмет вызвал такую оценку? как он исполнен? Если вещь «цепляет», даже в случае негативного ее восприятия зритель хочет знать, кем и когда создан этот предмет. Следом возникает закономерный вопрос: а каким образом эта вещь оказалась в музее?

Предметы античного искусства, находящиеся на Дальнем Востоке, традиционно вызывают удивление и недоверие: как они сюда попали? подлинники ли это? Даже авторитет Дальневосточного художественного музея недостаточен для сомневающегося зрителя. И тогда определяющим аргументом может стать знание истории бытования — провенанса коллекционной вещи, которая в былые времена принадлежала порой удивительным людям и находилась в интереснейших собраниях. Доказательствами также выступают ярлыки, наклейки, знаки на предмете, сделанные разными владельцами в разные времена.

В 1931 году из Государственного Эрмитажа в Дальневосточный художественный музей поступило 66 памятников античного искусства. О. Ф. Вальдгауэр (1883–1935), в то время заведующий сектором античного общества Эрмитажа, руководил отбором античных предметов для передачи их в ДВХМ. Он же был автором многотомного каталога античной коллекции Государственного Эрмитажа, издаваемого с 1928 года в Германии. Во второй и третий его тома вошли три из переданных в Хабаровск мраморных произведений. В связи с 35-летием Дальневосточного художественного музея в 1969 году из Эрмитажа поступили еще шесть памятников античного искусства, среди которых была станковая скульптура бога Гермеса [1].

Торс надгробной статуи женщины, закутанной в плащ.  Круг учеников Праксителя (?). Около 320–310 гг. до н. э. (?)  Древняя Греция. 62х51х32. ДВХМ. Инв. № С-157. Пост. в 1931 г. из ЭрмитажаНа данный момент нам частично известна история шести мраморных произведений, созданных древнегреческими и древнеримскими мастерами, затем, через много столетий, различными путями попавших в Эрмитаж, а из Эрмитажа — в Дальневосточный художественный музей. В 1931 году хабаровская коллекция пополнилась мраморным надгробием с изображением юноши. Хотя датировано оно II–I веками до н. э., по исполнению своему, как указывает Л. И. Давыдова1, этот рельеф «близок к работам греческих островных мастерских эпохи эллинизма, т. е. III–II вв. до н. э., например, к мастерской острова Делос» или мастерским Византия — «тоже материал островной и малоазийский».

Об истории бытования рельефа точно известно лишь, что поступил он в Эрмитаж в 1919 году, как и остальные подлинные древние экспонаты, переданные Академией художеств в этот музей «поэтапно в 1855, 1869, 1872 и 1919 годах» [2]. По предположению Л. И. Давыдовой, возможно, рельеф поступил в Академию вместе с другими памятниками из коллекции адмирала Г. А. Спиридова, которые, как пишет составитель каталога скульптурного собрания Академии 1871 года Г. Трей, «адмирал успел собрать на греческих островах во время турецкой войны».

Г. А. Спиридов прежде всего прославился как участник Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. После победы под Чесмой — знаменитого Чесменского боя 26 июня 1770 года, он «в течение трех лет господствовал в Греческом архипелаге. В качестве базы русского флота использовался остров Парос. В 1772 году русский адмирал распространил свои действия на всю восточную часть Средиземноморья, начиная с Ионических островов и до побережья Египта и Сирии» [3]. В 1774 году Спиридов ушел в отставку и вернулся в Россию.

Е. М. Андреева в своей диссертации, посвященной изучению античного собрания Академии художеств, пишет: «В 1774 году адмиралом Григорием Андреевичем Спиридовым (1713–1790) была подарена небольшая коллекция древних вещей, собранных во время русско-турецкой войны на греческих островах Средиземного моря (3 статуи, 3 головы, 4 бюста «без голов», 20 барельефов и 2 колонны)... Эти «мраморы» отмечены в описании академического скульптурного собрания, сделанном двумя французскими путешественниками графом Фортия де Пилем и Буажеленом, как «несколько антиков и барельефов, похищенных из Греции Орловым...» [4]. Там же приведен список античных предметов, переданных в дар Г. А. Спиридовым. Из 20 рельефов, подаренных адмиралом, автор смогла опознать 17. Таким образом, три рельефа остаются загадкой. Вполне возможно, исходя из манеры исполнения надгробия, а также даты и источника поступления в Эрмитаж, один из них хабаровский. Подобное предположение можно сделать о провенансе следующего предмета.

Миниатюрный женский бюст. Римская работа по греческим образцам конца IV века до н. э. Мрамор. В. 9,5. ГЭ. Несколько месяцев назад в Дальневосточный художественный музей пришел запрос из Царского Села по поводу мраморного женского торса, поступившего в ДВХМ из Эрмитажа с датировкой: I век до н. э. (?). В ходе переписки с И. К. Ботт2 выяснилось, что до того, как попасть в Эрмитаж в 1919 году, торс находился в Академии художеств, а также в Царском Селе. Вероятно, в Академию он также поступил из собрания адмирала Г. А. Спиридова в 1774 году. Л. И. Давыдова указывает, что он передан «из Академии художеств в 1919 г., а туда, в свою очередь, он мог попасть в 1774 г. вместе с другими мраморами, присланными адмиралом Г. А. Спиридовым. Возможно, найден на острове Санторин (древний остров Фера)».

Какое-то время, как пишет И. К. Ботт, «скульптура... находилась в павильоне „Концертный зал“, построенном по проекту архитектора Дж. Кваренги в Екатерининском парке Царского Села». Во времена Екатерины II парк был украшен свидетельствами побед России в русско-турецких войнах, в том числе Чесменской колонной в память о славном Чесменском бое, героем которого был Г. А. Спиридов.

Павильон «Концертный зал» ныне признан одним из лучших произведений архитектора Джакомо Кваренги (1744–1817), включен в число памятников мирового культурного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Это одна из первых работ Кваренги, выполненных им в России. Проект архитектор разработал в конце 1781 — начале 1782 года. Полностью завершено строительство здания в 1788 году. Павильон расположен на островке, соединенном с «большой землей» чугунными мостами. Сам автор назвал его «залом для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере», что отразилось и в отделке интерьеров. Однако Екатерина II написала на одном из счетов: «Слово „храм“ в огороде терпеть не могу — таковой залы нет в Царском Селе, а есть концертная». С тех пор павильон называют Концертным или Музыкальным залом. Предназначавшийся для камерных концертов, он строился по правилам акустики. Павильон отличается лаконичностью и завершенностью архитектурных форм, интерьер решен в приемах строгого классицизма.

В отделке кабинетов использованы античные мотивы. В залах располагались в том числе и античные скульптуры. Среди них и женский мраморный торс, позже оказавшийся в ДВХМ. Л. И. Давыдова определила его тип предположительно как «целомудрие, или pudicitia»: «Он часто использовался для создания надгробных статуй, фрагментом которой, вероятно, и является ваш торс» — и оценила уровень его исполнения очень высоко: «...вышедший из круга учеников Праксителя, около 320–310 гг. до н. э. ...Ваш торс..., скорее всего, оригинальная греческая работа раннеэллинистического времени».

Бюст Афродиты. I век до н. э. – V век. Древний Рим. Шея, грудь, подставка дополнены в XIX веке (?)  10,2 х 5 х 4,3. ДВХМ. Инв. № С-13. Пост. в 1931 г. из ЭрмитажаИнтересна — и в то же время типична, история миниатюрного бюста Афродиты, поступившего в Императорский Эрмитаж в 1887 году, как указано на ярлыке, «Изъ бывшего музея Голицына инв. № 2331».

Музей, основанный в 1865 году по замыслу М. А. Голицына (1804–1860), дипломата, писателя и знатока изобразительного искусства, его сыном Сергеем Михайловичем, просуществовал до 1886 года. Это вторая попытка Голицыных создать в Москве общедоступный музей. Первой была галерея, открытая в специально отстроенном корпусе Голицынской больницы. Просуществовала она с 1810 по 1817 год, затем коллекция была распродана на аукционе, вырученные деньги пошли на содержание больницы. Причина закрытия в 1886 году Голицынского музея та же: понадобились деньги на строительство новых корпусов и оборудования. Но на этот раз собрание было выкуплено императорской фамилией. Министерство императорского двора выделило 800 тысяч рублей на приобретение части коллекции музея Эрмитажем. Остальные экспонаты император Александр III передал в дар первым русским публичным музеям.

В 2004 году Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина организовал выставку «Голицынский музей на Волхонке», в которой, насколько это возможно, полно были представлены предметы собрания Голицынского музея. Там экспонировался и миниатюрный женский бюст. «Видимо, это один из двух античных маленьких женских бюстов из белого мрамора, упомянутых в описи Сомова под №№ 312 313, полученных 13 января 1887 года Старшим Хранителем императорского Эрмитажа Г. Кизерицким» [5]. Второй, опубликованный в каталоге О. Ф. Вальдгауэра, передан в Хабаровск. Это головка Афродиты римского типа, выполненная греческим автором [6].

К сожалению, неизвестно, при каких обстоятельствах бюсты попали в Голицынский музей. Но судя по тому, что в Эрмитаж они поступили парой, сама форма и размеры их одинаковы, а про внесенный в каталог О. Ф. Вальдгауэра бюст Афродиты отмечается, что грудь и шея «новые» [6], можно говорить о вмешательстве одного мастера Нового времени в обе статуэтки для придачи им общего вида, создания пандана. К сожалению, как это бывало не раз, в 1931 году при распределении в Хабаровск пандан был разорван.

Голова мальчика. 30 год до н. э. – III век  11,6 х 10,7 х 11,1. ДВХМ. Пост. в 1931 г. из ЭрмитажаИстория следующих двух предметов связана с именем одного из самых крупных египтологов и ассирологов мира — Владимира Семеновича Голенищева (1856–1947), заложившего в России основы изучения истории, культуры, религии, языка и искусства Древнего Египта. В 1879 году В. С. Голенищев, совершив свое первое путешествие в Египет, был настолько пленен историей этой страны, что за следующие 25 лет совершил 60 экспедиций в Египет на личные средства, собрал коллекцию из 6 000 памятников египетской древности, доступную для обозрения всем любителям старины.

В результате краха в 1908 году Среднеуральского золотопромышленного акционерного общества, пайщиком которого была семья Голенищевых, Владимир Семенович оказался на грани полного разорения. Он принял трудное решение о продаже коллекции. В докладной записке А. А. Мосолову, заведующему канцелярией Министерства императорского двора, он писал: «Заветной мечтой моей было сохранить до самой смерти при себе те предметы, которые я со страстностью любителя отыскивал, приобретал и холил и которые со временем хотел завещать какому-нибудь из отечественных музеев» [7].

Несмотря на то, что многие музеи мира выразили желание приобрести знаменитую коллекцию, В. С. Голенищев сделал все от него зависящее, чтоб собрание осталось в России. Коллекция попала в государственную собственность в 1912 году, к открытию Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

«Во время своих экспедиций в Египет В. С. Голенищев приобретал и произведения античной скульптуры. Среди них ряд греческих и римских реплик и копий уменьшенного масштаба с известных греческих скульптур, главным образом со статуй Афродиты... Это памятники эллинистической скульптуры, преимущественно александрийской школы» [8]. Среди прочих, видимо, В. С. Голенищев приобрел торс Афродиты и голову ребенка, созданные в Древнем Риме. Примечательно, что оба предмета опубликованы О. Ф. Вальдгауэром в каталоге античной скульптуры Эрмитажа в 1931 и 1936 годах.

Статуя Гермеса.  I век до н. э. – V век.  По древнегреческому образцу IV века до н. э.  Высота 104. ДВХМ. Пост. в 1931 г. из ЭрмитажаГолова мальчика описана О. Ф. Вальдгауэром как незавершенная римская работа раннего имперского периода (30 год до н. э. — III век), выполненная в традициях эллинистического искусства [9]. В ДВХМ скульптура поступила с датировкой VI–V век до н. э., в каталоге ДВХМ 1966 года она датирована V веком до н. э. Но стоит отметить, что детские портреты создавались древнегреческими скульпторами лишь с эпохи эллинизма. «Искусство эпохи архаики и классики уклонялись от имеющих самодовлеющее значение изображений детей... Совершенно иным становится отношение к изображению детей в эпоху эллинизма; скульпторы скрупулезно передают детали анатомии детского тела; позы, жестикуляция, детская психология — все становится объектом внимания и интереса скульптора» [10]. Неизвестный мастер, создавший голову мальчика, обращается не к безмятежно-спокойному выражению лица, свойственному древнегреческим произведениям периода классики, скульптор уловил несколько надменное выражение в лице своего юного героя.

Основная коллекция В. С. Голенищева поступила в Музей изящных искусств, отдельные предметы он подарил Императорскому Эрмитажу. В частности, торс Афродиты передан им в то время, когда Дума еще только обсуждала возможность приобретения его коллекции. Подтверждением тому ярлычок, сохранившийся на торсе Афродиты: «Дар В. С. Голенищева 1908; № 14793». В документах Дальневосточного художественного музея скульптура датирована III веком до н. э. В каталоге О. Ф. Вальдгауэра отмечается, что торс, представляющий тип Афродиты, отжимающей волосы после купания, создан не ранее первого имперского периода, то есть не ранее 30 года до н. э. [11].

В постоянной экспозиции музея находится статуя Гермеса, выполненная неизвестным древнеримским мастером по древнегреческому образцу IV века до н. э. Переписка с профессором Мадридского университета доктором Фабиолой Сальцедо в 2010 году позволила обратиться к изучению провенанса скульптуры, поступившей в ДВХМ в 1969 году из Эрмитажа. Статуя происходит из собрания маркиза Кампаны — коллекционера сколь удивительной, столь и трагикомичной судьбы.

Маркиз Джованни-Пьетро Кампана наследовал от предков не только большое состояние, но и страстную любовь к искусству. В 1833 году он был назначен директором Римской ссудной кассы (Монте ди Пьета), принадлежавшей Ватикану. Знаток античного искусства, меценат, коллекционер и археолог, он проводил раскопки в разных областях Италии. Первые археологические изыскания маркиза были осуществлены в 1829 году во Фраскати, где его семья пользовалась недвижимостью, принадлежавшей Папскому казначейству. Археологическое исследование развалин Тускула — древнего города в 2,5 км от Фраскати (21 км от Рима), начато еще в 1806 году по инициативе Люсьена Бонапарта. Там-то и была раскопана экспедицией маркиза статуя Гермеса.

Торс Афродиты. Не ранее 30 г. до н. э. – V век. Древний Рим 18,8 х 12,3 х 11,8. ДВХМ.  Пост. в 1931 г. из ЭрмитажаКампана создал уникальную коллекцию, включающую более 9 000 предметов, в том числе греческую и римскую скульптуру. Музей, основанный маркизом, пользовался огромным успехом у публики и знатоков. Однако страсть к коллекционированию погубила собирателя. В 1857 году Кампану арестовали по обвинению в присвоении 983 959 скуди. В 1861 году после шумного судебного процесса его приговорили к 20 годам каторги с конфискацией имущества в счет уплаты долгов. Общественное мнение было на стороне «бедного маркиза», которого погубила любовь к искусству, и наказание заменили вечным изгнанием.

Конфискованную коллекцию распродали. Заведующему Археологической комиссией в Риме по приисканию древностей Степану Александровичу Гедеонову папское правительство дало право отбора произведений. В европейской прессе поднялся шум: против разделения собрания выступили Александр Дюма, Проспер Мериме, Эжен Делакруа, сам Кампана. Тем не менее благодаря стараниям С. А. Гедеонова Эрмитаж приобрел 792 вещи, среди них 77 мраморных скульптур [12]. Так статуя Гермеса оказалась в Эрмитаже, где и находилась до 1969 года, когда была отправлена на Дальний Восток.

Зритель приходит в музей, говоря словами Мацуо Басё, «любоваться прекрасным». И воздействие произведения искусства, ничем не обусловленное, мгновенное, вероятно, и есть то главное, ради чего творит Художник. Но нельзя не согласиться и с тем, как обогащает это первичное восприятие знания, которое получаешь, знакомясь с историей каждого предмета и его местом в бесконечно долгой истории искусства.

Алена ФРОЛОВА
Фото Валерия МАЙОРОВА


Источники

  1. Приказ Министерства культуры СССР от 22.09.1966 № 374. // Государственный Эрмитаж. Отдел учета и хранения. III-а 1969 год. Акты на выдачу на постоянное хранение экспонатов из Гос. Эрмитажа в другие музеи. Л. 64.
  2. Андреева Е. М. Музей «антиков» Императорской Академии художеств. История собрания и его роль в развитии системы художественного образования в России во второй половине XVIII — первой половине XIX веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Том I. — Санкт-Петербург, 2004. С. 62–63.
  3. Интернет-ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E8%F0%E8%E4%EE%E2,_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%E8%E9_%C0%ED%E4%F0%E5%E5%E2%E8%F7
  4. Андреева Е. М. Музей «антиков» Императорской Академии художеств... С. 42.
  5. Голицынский музей на Волхонке / ГМИИ. Каталог выставки. — М. 2004. С. 166.
  6. Die antiken skulpturen der Ermitage. Zweiter teil. Herausgegeben von O. Waldhauer. — Berlin und Leipzig. 1931. С. 16, 19.
  7. Белова Г. А. Дело всей жизни египтолога Голенищева / Интернет-ресурс http://egypthome. ru/news. php? news=14
  8. Античная скульптура из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. Под редакцией Л. И. Акимовой. — М. 1987. С. 6.
  9. Die antiken skulpturen der Ermitage. Dritter teil. Herausgegeben von O. Waldhauer. — Berlin und Leipzig. 1936. С. 73, 75.
  10. В. Д. Блаватский. Греческая скульптура — М. 2008. С. 240–241.
  11. Die antiken skulpturen der Ermitage. Zweiter teil. Herausgegeben von O. Waldhauer. — Berlin und Leipzig. 1931. С. 14, 15.
  12. Из интернет-источников: http://250.hermitage.ru/index/show/19; http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/05/hm5_1_24.html.
  13. Интернет-источник http://www.hermitagemuseum.org/fcgi-bin/db2www/fullSize.mac/fullSize?selLang=Russian&dlViewId=OW%2B23SX4B2KOXE4I%2B23I&size=big&selCateg=sculpture&dlCategId=HPS8PWC%2B23BS1I8LN0&comeFrom=browse]

  1. Людмила Ивановна Давыдова — хранитель скульптуры, старший научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа, оказывает помощь в атрибуции предметов скульптуры из собрания античности ДВХМ. ?
  2. Ираида Куртовна Ботт — заместитель директора по научной и просветительской работе Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село». ?