Музыкальная шкатулка

Мой рассказ не научная статья. Просто хочется поделиться своими мыслями, впечатлениями, воспоминаниями о том, как сформировалась моя творческая судьба, какой бы она стала, если бы не семья и не Хабаровское училище (в настоящее время колледж) искусств.

Мои родители приехали на Дальний Восток сразу после войны. Сюда направили отца Илью Емельяновича, военнослужащего, а мама, Любовь Николаевна, поехала за ним. Надо сказать, что у моей мамы было много возможностей сделать карьеру на западе и жить в Москве. Она родилась в Подмосковье в семье учителей. Отец ее, Николай Васильевич Прорвич, преподавал русский язык и литературу в школе, но при этом был очень музыкален, много знал о музыке, играл на многих музыкальных инструментах и даже руководил школьной самодеятельностью, вел хоровые занятия.

В то время по радио передавали много классической музыки. Транслировались целые оперные спектакли, и мама часами могла слушать все это, получая отличные комментарии моего деда и о произведениях, и об их авторах.
В 1936 году мама поступила в один из престижных вузов страны того времени – Московский институт истории, философии и литературы им. Н.Г.Чернышевского на факультет литературы. В одно время с ней учились люди, ставшие в дальнейшем известными литераторами: А. Твардовский, А. Солженицын, С. Наровчатов, Ю. Сальников и другие.

Мама окончила институт в 1941 году, получив квалификацию «научный работник в области литературы и преподаватель». Последний экзамен совпал с началом войны. Пришлось уехать в эвакуацию в Поволжье, где и началась ее учительская деятельность. В конце войны мама вернулась в родные места и познакомилась с будущим мужем, который был отозван с фронта для учебы в военной академии. К нему в 1946 году мама поехала через всю страну на Дальний Восток. Вскоре молодая семья обосновалась в Хабаровске. И первое, что они купили – это пианино. А так как сами родители не очень-то хорошо играли, естественно, они отдали учиться музыке всех троих дочерей. Жили мы в Центральном районе, и нас по очереди отводили в музыкальную школу № 1, которая находилась в одном здании с музыкальным училищем (училищем искусств) на Волочаевской улице.

Я поступила в музыкальную школу в 1963 году по классу фортепиано, где семь лет училась у Галины Михайловны Любовной. Теоретические предметы у нас преподавали Элеонора Львовна Заплеталова, затем Ирина Николаевна Дудина. Хор вела Лидия Степановна Скрипкова.

В это время помещение училища выглядело по-другому: на первом этаже располагались кабинеты директора, завуча, бухгалтерия, малый зал. Весь второй этаж занимала школа. Справа были фортепианные классы, слева – теоретические. На третьем этаже располагалось училище – вотчина преподавателей и студентов, но нам, школярам, туда хода не было. Однако училище очень благотворно влияло на музыкальную школу, поскольку преподаватели и концертмейстеры у нас были одни, и это не могло не отразиться на нас, подрастающем поколении, тем более что у меня в училище уже поступили две старшие сестры. По вечерам они возбужденно рассказывали о своих делах, делились впечатлениями о том, как прошел день. Дома у нас постоянно бывали гости и звучала музыка, так как чаще всего к нам приходили однокурсницы и однокурсники сестер: Татьяна Кацко, Наталья Степанюк, Светлана Полянская (Монахова), Людмила Подберезская, Татьяна Шешегова (Иванова), Ася Берович, Владимир Елисеев, Лида Луппова, Евгений Кравцов и другие. Бывали у нас и педагоги: Э.С. Красинский, И.Н. Захарова, Ж.М. Фрейтор.

Моя старшая сестра Таня в годы учебы в училище работала концертмейстером в оперной студии Дома культуры завода «Энергомаш». Студией руководили маститые педагоги-музыканты Зинаида Павловна Тютина и Евгения Григорьевна Венгерова. Среди участников оперных спектаклей, поставленных студией, были певцы Яков Мерович, Владимир Кадников, Валентина Искорнева, Валентина Агалакова. Они тоже частенько заглядывали у нам и даже устраивали домашние репетиции. В их исполнении я слушала много вокальной музыки – арий, романсов, песен, которые буквально врезались в мою детскую память. Мама радушно принимала гостей, хлопотала на кухне, пекла пирожки, блинчики, ставила чай, отец фотографировал и снимал наши творческие встречи на кинопленку.

Старшая сестра Таня закончила училище в 1967 году и поступила в Новосибирскую консерваторию. Через три года выпустилась Галя и уехала в Горький (сегодня Нижний Новгород). Осталось определиться и мне. Но это было не так-то просто. Я в этот год закончила 8 классов и музыкальную школу, и, казалось бы, прямая дорога в училище. Но я была еще не уверена, что музыка – моя судьба. Поэтому я решила закончить десятилетку, чтобы еще подумать и определиться с выбором.

Праздник Нового года. Галя и Марина танцуют у елки  под аккомпанемент Тани. 1962На мое решение очень повлияло то, что в 1970 году в Хабаровске был на гастролях один из величайших пианистов XX века Святослав Рихтер. Концерт проходил в зале ДОСА, где в то время проходили все выступления. Родители достали мне билет, и я, послушав в замечательном исполнении симфонические этюды Р. Шумана, «Картинки с выставки» М. Мусоргского, пьесы С. Прокофьева, уже не сомневалась в выборе профессии и твердо решила поступать в училище, чтобы научиться играть как Рихтер! Экзамены сдавала осенью, когда проводился дополнительный набор. Хорошо, что в то время в училище практиковались такие наборы – это давало возможность большему количеству абитуриентов найти свой путь, тем, кто, например, не прошел в другое учебное заведение или, как я, не мог определиться сразу.

В то время в училище сложился крепкий костяк преподавателей, многие из которых приехали после окончания Московской, Ленинградской, Одесской консерваторий. На фортепианном отделении тогда работали преподаватели Геннадий Васильевич Никоненко, Юрий Михайлович Тихоненко, Мелита Феликсовна Шальтис, Светлана Ивановна Иванова, Людмила Иосифовна Мисюль и другие. Я попала в класс замечательного педагога Жанны Александровны Корецкой. Жаль, что она недолго поработала в училище. В 1971 году после окончания Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных приехала Лариса Анатольевна Токарева, давшая путевку в жизнь огромному числу пианистов. Несколько поколений учеников прошло через ее талантливые руки. И сегодня Лариса Анатольевна ведет в колледже не только класс специального фортепиано, а еще и методику обучения игре на фортепиано – важнейшую дисциплину для любого музыканта.

И вот училище мной успешно закончено, и я, недолго думая, решила поступать в Новосибирскую консерваторию, как моя старшая сестра Таня, которая связала свою жизнь с Сибирью, работала преподавателем в Кемеровском музыкальном училище и солисткой в Кемеровской филармонии. Муж ее тоже был музыкантом – выпускником Новосибирской консерватории. Таня меня очень поддержала в моем стремлении поступить в Новосибирскую консерваторию. Сама она училась у хорошего преподавателя Ольги Ивановны Волчковой, которая приехала в Новосибирск совсем молодой после окончания Московской консерватории и аспирантуры в классе известного пианиста Я.И. Зака. Она была ненамного старше Тани, и они подружились, перешли на ты, вместе путешествовали. У родителей О.И. Волчковой под Москвой была дача с роялем, и Ольга Ивановна часто приглашала туда Таню.

И, конечно же, Ольга Ивановна, ближайшая подруга моей сестры, не могла отказать Тане в ее просьбе прослушать мою программу. Эти консультации, внимательное отношение ко мне, советы, рекомендации оказали почти магическое действие, придали сил и уверенности, и я сдала вступительные экзамены успешно, особенно по музыкальным дисциплинам. По сумме баллов я прошла в консерваторию на фортепианный факультет и была зачислена в класс О.И. Волчковой.
А сестра Галя тем временем закончила Горьковскую консерваторию и приехала в 1975 году по распределению в Хабаровское училище искусств. Приехала не одна, а со своим мужем пианистом Виталием Пальяном. Они познакомились во время учебы в консерватории. В колледже искусств они преподавали специальное фортепиано. В 1982 году семья Пальян переехала в Москву и продолжает работать в качестве музыкантов. Виталий Багратович преподает в одной из музыкальных школ Москвы. Моя сестра Галина Ильинична до 1992 года работала в Министерстве культуры РСФСР. В настоящее время она преподает в Российской академии музыки им. Гнесиных, является секретарем ученого совета и директором колледжа при академии. Их дочь Мария тоже пианистка. Она закончила Академию музыки им. Гнесиных, затем аспирантуру, а теперь сама преподает в этом учебном заведении.

Семья Дубининых. 1984А я после окончания Новосибирской консерватории в 1980 году работаю в Хабаровске, в родном колледже искусств.

Осталось рассказать еще об одном персонаже этого повествования. Это моя дочь Альбина, которая тоже посвятила свою жизнь музыке. Ее путь, как и у всех нас, традиционный: детская музыкальная школа № 1, колледж искусств в классе преподавателя Ларисы Анатольевны Токаревой. Получив диплом с отличием, Альбина закончила академию, а затем и аспирантуру при Российской академии музыки им. Гнесиных у профессора Веры Борисовны Носиной. Сейчас преподает в академии, много играет, является лауреатом многих российских и международных конкурсов. Ее муж – виолончелист, они выступают дуэтом, создали квинтет, записали несколько дисков.

Почему я это все рассказываю? Да потому, что наш колледж, который еще называют «музыкальной шкатулкой», – уникальное учебное заведение с многолетними традициями. Через него прошло огромное количество музыкантов, и у всех он оставляет яркий след в судьбе. Наши выпускники работают в музыкальных организациях, театрах Хабаровского края, во многих городах нашей страны и за рубежом. Среди них есть заслуженные и народные артисты, заслуженные деятели искусств, известные композиторы. Не будь этого учебного заведения, сколько талантливых людей не раскрыли бы свои способности. Благодаря этому неугасающему очагу культуры сохраняется и пополняется копилка наших духовных ценностей. Не секрет, что для полноценного раскрытия задатков нужны условия, окружение, питательная среда. На сухой пустынной почве ничего не растет. Способности есть у всех, но важно попасть в соответствующую среду. И, конечно же, одно из важнейших условий такого «попадания» – семья. Как часто мы наблюдаем, что дети идут по стопам родителей или где-то рядышком. Музыкальные династии – явление не такое уж редкое. Примером могут служить семьи Коганов, Ойстрахов, Ростроповичей. Кстати, в шестидесятые годы в Хабаровске дружно жили две цыганские семьи Пономаревых и Эрдэнко, члены которых тоже учились и преподавали в Хабаровском училище искусств. Из этих семей вышли известные артисты – Валентина Пономарева и Николай Эрдэнко.

Я горжусь своей семьей, своим делом, своими учениками. Я люблю мой колледж, мой Хабаровск. Давайте ценить и преумножать наши достижения, уважать традиции, с гордостью нести честь и держать марку Хабаровского колледжа искусств – одного из старейших и лучших учебных заведений Хабаровского края.

Марина ДУБИНИНА,
преподаватель Хабаровского колледжа искусств