Лабиринты несказочной прозы

Сергей КрасноштановЖанры русского фольклора, бытующие на Дальнем Востоке, по сути дела, мало чем отличаются от тех, что встречаются в европейской части России, в Украине, Белоруссии. Этот уникальный пласт народного творчества был привезен в далекий край переселенцами с запада вместе с верованиями, обычаями и материальной культурой.

Как известно, в фольклоре различаются сказочная и несказочная проза. Мы остановимся на несказочной прозе, а точнее, устных рассказах — преданиях, легендах, быличках. Каждый жанр имеет свои отличительные особенности.

В сказке главное — выдумка, фантазия. «Сказка — складка. Не любо — не слушай, врать не мешай». Развлекательность — другая особенность этого жанра. Сказке присуща также устойчивая художественная форма.

Произведения несказочной прозы обычно меньше по объему и не обладают сюжетной завершенностью. Отличительная особенность несказочной прозы — установка на достоверность повествования. Наряду с художественной, произведения несказочной прозы выполняют функцию познавательную, информационную. Они подтверждают реальность события, о котором идет речь. Рассказчик внушает слушателям возможность происходящего, несмотря на его необычность и сверхъестественность.

Один из жанров несказочной порозы — предание. В преданиях рассказывается о далеком прошлом, потому повествование ведется от третьего лица. Предания утверждают или отрицают что-либо без колебаний. Действительность здесь изображается в основном реальная, и рассказывается обычно об отдельном случае. Конкретность преданий усиливается их привязкой к определенной местности.
Назначение этих произведений устного народного творчества — сохранить память о значимых событиях и деятелях истории. Основу преданий составляют национальный или социальный конфликты. Предания не обходятся без вымысла, подчас самого фантастического. Иногда реальным бывает лишь имя основного персонажа. Но это не лишает произведение подлинного историзма. Вот пример. В одном из письменных исторических источников рассказывается случай о том, что в 80-е годы XVII века казак Трофим Васильев привез в Тобольск известному сибирскому историку Ремизову ружье, будто бы принадлежавшее Александру Македонскому, который доходил до устья Амура. Предание гласит, что Македонский закопал это ружье и еще колокол. Колокол был большой, и потому казак Трофим Васильев его не повез. Ремизов, в составленной им карте Сибири, дошедшей до нас, отметил место, где пребывал Александр Македонский в устье Амура.

Наряду с историческими существуют топонимические предания. Это рассказы о географических объектах: реках, озерах, горах, определенной местности, населенных пунктах. Из предания в предание могут переходить устойчивые сюжеты. К примеру, об обращении людей в камни, о курганах, связанных с именами народных заступников, или о чудесных кладах. Эти повторяющиеся мотивы при разнообразных местных и временных вариантах и выделяют предания как самостоятельный жанр. Есть, к примеру, предание о так называемой Горе-шапке, расположенной на Среднем Амуре. В нем говорится, что в старину в здешние места пришел какой-то военачальник с большим войском и приказал насыпать эту гору. Его воины носили землю в шапках, и потому гора получила такое название.

Или еще одно топонимическое предание о том, как был открыт целебный источник в районе Кульдура. Когда-то давно к этому источнику одного охотника-эвенка привели следы раненого оленя. Как выяснилось, животное приходило сюда лечиться. А само название Кульдур в переводе с эвенкийского, не что иное, как «горячая вода».

Следующий жанр несказочной прозы — легенда. Легендами называются устные рассказы, основанные на вере, будь то христианские представления или древние верования. Если в преданиях обычно реальная основа, то в легендах основой повествования служит фантастическое явление, чудо, вмешательство божественной силы. Для носителя веры легенда является повествованием о достоверном. Легенды можно подразделить на тематические группы: о сотворении мира, происхождении земли и неба, солнца, луны, звезды, о животных и птицах и др.

Главные персонажи христианских легенд — Иисус Христос, Богородица, святые, которые странствуют по Руси и творят справедливый суд. Существенная особенность христианской легенды — религиозное морализирование. На Дальнем Востоке известна история, связанная с Порт-Артурской иконой Божией Матери, которая сегодня является святыней Владивостокской епархии. Как рассказывает легенда, за два месяца до начала Русско-японской войны в декабре 1903 года матросу, усердно молящемуся в Киево-Печерской лавре о русском флоте в Порт-Артуре, во сне явилась Богородица и велела изготовить Ее образ, который точно бы отображал увиденное. А еще Богородица велела отправить эту икону в Порт-Артурскую церковь. Как говорит легенда, матрос в точности исполнил божественный наказ: обратился к инокам Киево-Печерской лавры, а потом сотворенный образ отвез в Порт-Артур. Столетие назад русские потерпели поражение в Цусимском сражении, святой образ был утерян, но в конце XX века вновь обретен в Иерусалиме и возвращен во Владивосток.

Особую группу составляют социально-утопические легенды. В них отражены народные представления об идеальной жизни, о путях обретения счастья. Социально-утопические легенды подразделяются на три типа: о золотом веке (идеализация старины), о далеких землях (Беловодье), об избавителях (народных заступниках).

К третьему жанру несказочной прозы относится быличка, которая тесным образом связана с низшей мифологией. В быличках идет речь о домовых, леших, водяных, русалках, оборотнях, привидениях, колдунах и т. д.

Демонологические представления народа уходят в глубокую древность, о чем свидетельствует природная основа тех же образов лешего, водяного, русалки. Люди с давних времен стремились установить отношения с «хозяевами» и «духами» дома, бани, поля, леса, объясняя свои «несчастья» нарушением этих отношений. Былички сохраняют представления о происхождении, внешнем виде, вредоносных или же, наоборот, положительных возможностях сверхъестественных существ, о последствиях встречи с ними. Необычное событие, случившееся с человеком, воспринимается как исключительное. На самом деле рассказы, бытующие в разных местах в разное время, отличаются большим сходством, являются вариантом устойчивых сюжетных мотивов. Мистическим содержанием быличек определяется их психологическая настроенность. Эти рассказы не только об удивительном, но и страшном, жутком.

Из числа образов низшей мифологии образ домового наиболее живуч и стабилен. Он воплощение первопредка, и прежде всего является заботливым хозяином дома, который принимает деятельное участие в жизни семьи. Именно тесной связью с семьей объясняется его функция «вещуна», предсказывающего свадьбу, пожар, смерть. Домового, духа-покровителя домашнего очага, обычно именовали дедушкой-домовым, дедушкой-соседушкой, батюшкой-домовым, доможилом, хозяином-батюшкой. Чтобы его умилостивить, крестьяне прибегали к своеобразному жертвоприношению, подносили хлеб-соль, готовили разные кушанья.

Внешне домовой имеет антропоморфный вид. Чаще это старик небольшого роста, с длинными седыми волосами и бровями. Тело, кроме рук и лица, может быть покрыто шерстью. Одежда домового напоминает костюм старика, характерный для данной местности. Нередко на домовом лохматая шапка. Случается, что он бывает похож на хозяина дома.

Домовой добрее водяного и лешего, и с ним можно подружиться. А вот водяной или леший могут погубить человека. Домовой обычно обнаруживает себя стуком, стоном, плачем (предвещает беду), кряканьем (к добру). Во время сна человек чувствует, как домовой стягивает с него одеяло, налегает на грудь и начинает душить.

Постоянная тема быличек — отношение домового к лошадям и домашнему скоту. Если лошадь ему нравится, заплетает ей гриву, ворует для нее сено у чужой лошади. А вот если лошадь не той масти, домовой каждую ночь привязывает ее хвост к яслям. Не понравится хлев домовому, хозяин будет вынужден не ставить туда скотину.

Традиционно в быличках рассказывается о переезде семьи в другой дом и поведении домового. Если его не возьмут с собой, не позовут, последствия могут быть трагическими — от разорения до гибели.

Ограниченность сюжетов в рассказах о домовом определяется обстановкой, в которой он действует — изба, двор, овин, гумно, а также временем — темное время суток.

Фольклорный рассказ о домовом вне верования невозможен. Поэтому образ домового не вышел за пределы несказочной прозы.

Предлагаемые читателю произведения несказочной прозы записаны студентами Хабаровского государственного гуманитарного университета во время фольклорной практики в Хабаровском крае. Казалось бы, суеверные рассказы должны принадлежать старине, но они и сегодня активно бытуют. Среди материалов встречаются и такие, где славянские легенды, предания, былички тесно переплелись с фольклором аборигенов.

Сергей КРАСНОШТАНОВ,
профессор