Военный и полярный летчик Эдуард Лухт

В 2004 году в Тюменскую инспекцию по охране и использованию памятников истории и культуры поступило распоряжение городской власти — реконструировать надгробие полярного летчика Эдуарда Лухта на Текутьевском кладбище. Сотрудники инспекции обратились в нашу организацию. Так я впервые услышал об Эдуарде Мартыновиче Лухте — человеке интереснейшей судьбы.

Долгие годы могилу венчал деревянный обелиск, на котором был прикреплен пропеллер красного цвета. Потом дерево истлело, исчез пропеллер, осталась только чугунная плита, заросшая травой, на которой с трудом можно было прочесть: «Лухт Эдуард Мартынович, 1893–1940, трижды орденоносец».

Работая над эскизом, я сделал старую плиту основой композиции. Необходимо было сохранить частицу того времени, застывшую в чугуне, выполнить реконструкцию памятника и оградки в стиле 1940-х годов. Когда работа была закончена и принята инспекцией, понял, что сделано не все.

Познакомился с биографией летчика, начал поиск потомков Лухта и нашел его сына, который живет в Москве. Эдуард Эдуардович сейчас на заслуженном отдыхе, долгие годы проработал на заводе фрезеровщиком. В телефонном разговоре рассказал об отце много интересного, в том числе факты, ранее не опубликованные...

...Матрос Лухт, в Октябрьскую революцию принимавший участие во взятии Зимнего дворца, мечтал о полетах. Но был простым мотористом воздушной бригады Балтийского флота. В 1918-м участвовал в знаменитом Ледовом походе, эвакуировал имущество Первой воздушной авиабригады, в 1919-м служил в гидроавиаотряде Волжской речной флотилии. Судьба свела его с Фрунзе, который, узнав о мечтах моториста, отправил Лухта учиться в Гатчинскую школу морских летчиков. Получив образование, Эдуард Мартынович поднял в небо самолет. Воевал на Туркестанском и Южном фронтах. Бил генерала Врангеля. Дважды летчика представляли к ордену Красного Знамени, и дважды награда обходила его стороной. Свой орден Лухт получил уже в мирное время — за полеты на заполярный остров Врангеля (уже другого — мореплавателя Фердинанда Петровича) и открытие воздушных трасс в Якутии.

В 1927 году на пароходе «Колыма» в Заполярье отправилась экспедиция с важными грузами для охотников Севера. Среди путешественников находился и Лухт, который во льдах должен был повести летающую лодку «Савойя-16». Эдуард Лухт и его коллега Ефим Кошелев доставили зимовщикам почту, медикаменты, продовольствие. Обратно улетели груженные пушниной.

О блестящей Первой советской воздушной экспедиции узнали во всем мире. Имена летчиков, рискнувших перелететь льды, написали газеты и журналы. Участники экспедиции были награждены ЦИК Якутии специальными серебряными знаками экспедиции на остров Врангеля и «Первооткрывателю воздушных путей Якутии». Правительство ЯАССР наградило их почетными грамотами и подало ходатайство о награждении участников экспедиции орденами Красного Знамени.

Эдуард Мартынович Лухт (слева) с боевыми товарищамиВскоре после окончания полярной экспедиции Э. М. Лухта назначили на должность командира 68-го гидроавиаотряда, базировавшегося в Хабаровске и обеспечивавшего Амурскую военную речную флотилию. Приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова была создана ОДВА — Особая Дальневосточная армия. Командующим ее стал В. К. Блюхер. Амурская флотилия, в состав которой входил 68-й гидроавиаотряд, оперативно была подчинена командованию ОДВА. Корабли флотилии вышли из главной базы — Хабаровска — и пошли к государственной границе, а вместе с ними продвигалась и авиаматка «Амур».

Что же представлял собой этот первый в мире речной авианосец? По инициативе Э. М. Лухта канонерская лодка была переоборудована: с палубы сняли надстройку, а на ее месте соорудили мастерскую-ангар. Вместимость — четыре самолета Р-1 на поплавках. Командир отряда Лухт, как правило, брал на себя наиболее трудные задания. Часто летал на рекогносцировку, разведку. Дважды летал с Блюхером и многократно с командиром Амурской флотилии Я. И. Озолиным. Однажды они попали в сильный туман. Полет проходил над Амуром. Внезапно перед самолетом появилась громада железнодорожного моста. «Перепрыгнуть» мост было невозможно, и Лухт принял единственно верное решение — отдал ручку от себя и, почти касаясь воды, проскочил под фермой моста.

В 1929 году Красная армия в районе КВЖД совершила настоящий подвиг. Мир увидел «советский блицкриг» — частями РККА была разбита Мукденская армия в 300 000 человек. Численность группировки РККА составляла всего 18 521 человек, 150 артиллерийских орудий, 25 самолетов и 14 кораблей Амурской флотилии.

По большому счету положение СССР в регионе было безнадежным. В мае 1929 года китайская полиция ворвалась в Генконсульство СССР в Харбине, провела обыск, избила и ограбила сотрудников посольства. Был арестован генконсул СССР. Правда, через несколько часов китайцы освободили дипломатов.

Победа над белокитайцами казалась абсолютно невозможной — противник обладал колоссальным превосходством в силах. На Западе уже открыто обсуждали, каким образом будет делиться Дальний Восток после разгрома СССР, который всеми считался неизбежным.

Боевые действия на дальневосточном участке начались 12 октября в районе Лахасусу против китайской флотилии, сосредоточенной в устье реки Сунгари. Самолеты 40-й эскадрильи и 68-го отряда нанесли бомбовые удары по вражеским укреплениям, кораблям и огневым точкам и во многом способствовали захвату Лахасусу. На втором этапе операции, 30 октября, советская флотилия двинулась вверх по Сунгари, с задачей разгромить противника в районе Фугдина. Китайские корабли и береговая артиллерия открыли сильный огонь. В этот момент над рейдом появилась пара МР-1 командира отряда Э. М. Лухта и начштаба Д. И. Боровикова. Они быстро выбрали главную цель — флагмана неприятельской флотилии канонерскую лодку «Цзян Хэн». Самолеты с ходу пошли в атаку, невзирая на ожесточенный пулеметно-винтовочный огонь, с пологого пикирования прицельно отбомбились по вражескому кораблю и обстреляли его из пулеметов. В результате «Цзян Хэн» перевернулся на левый борт и затонул. Это судно до 1943 года считалось крупнейшим неприятельским кораблем, потопленным советской авиацией.

После расправы с канонеркой Лухт и Боровиков атаковали и вынудили в замешательстве отступить кавалерийский отряд численностью в 300 всадников, который пытался сбросить десантников в реку. Причем действовавшие на высоте 50 м самолеты во время боя подверглись сильному обстрелу с земли. Например, Лухт, возвратившись на базу, «привез» 14 пулевых пробоин в крыльях и фюзеляже самолета. Однако машина боеспособности не потеряла.

22 декабря 1929 года в Хабаровске состоялось подписание соглашения между СССР и Китаем, предусматривавшего ликвидацию конфликта и восстановление на КВЖД прежнего положения. По представлению командующего флотилией Э. Лухт был награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени. Награду ему вручил командарм ОДВА В. Блюхер.

После подавления выступления белокитайцев Лухт продолжал служить в Хабаровске. Строил аэродромы, казармы, передавал свой боевой и летный опыт молодежи. Его практический ум всегда находил что-то новое, полезное, нужное. Так, например, он предложил использовать даровую энергию горячих природных источников для обогрева теплиц. В результате этой инициативы в пищевом рационе авиаторов круглый год были свежие овощи.

Тюмень. Последний приют Э. М. ЛухтаНо дорога службы никогда не бывает гладкой. Однажды при выполнении ночных групповых полетов столкнулись два самолета. Погибли два летчика и два летнаба. Дело командира было передано в трибунал. Выручил нарком обороны К. Е. Ворошилов, прибывший в Хабаровск по делам службы. Увидев на кителе Лухта дырочки от снятых наград, нарком спросил: «Почему не носите ордена?» Лухт объяснил ситуацию. «Для чего вы проводите ночные полеты?» — последовал второй вопрос. На это Эдуард Мартынович ответил, что «японцы умеют летать ночью, а мы обязаны это делать лучше их». «Наденьте ордена, трибунала не будет», — закончил разговор Ворошилов.

В 1935 году общественность широко отметила двадцатилетие службы Э. М. Лухта в авиации. Вот что писала газета «Тихоокеанская звезда»: «Это человек влюбленный в туманы Охотского моря, вырисовывающиеся из-за облаков вершины угасших вулканов Камчатки. Он знает и любит свой край, вместе со своими товарищами охраняет его и зорко следит за спокойствием его границ».

В 1938 году Э. М. Лухт переехал в Тюмень, где стал работать командиром Обского отдельного отряда ГВФ. Интересно, что авиаотряды в то время именовались по названиям рек, потому что воздушные трассы прокладывались вдоль водных артерий. Лухт много сделал для авиационного освоения тюменского Севера. Были открыты регулярные авиалинии до Тобольска, Ханты-Мансийска, Березово, Салехарда и многих других населенных пунктов. Для авиаторов он добился более или менее благоустроенных квартир, а сам жил в маленьком, на четыре окна, домике по улице Дзержинского, 7.

В мае 1940-го Эдуард Лухт скончался в возрасте неполных 47 лет. Его уходу предшествовала поездка на совещание в Москву. Шестнадцать подчиненных Эдуарда Мартыновича вылетели в столицу на день раньше своего руководителя. Он задержался в Тюмени. На совещание Лухт прибыл один. Все его заместители погибли в авиакатастрофе над Уралом. Самолет задел линию электропередачи, упал и сгорел. Потрясенный случившимся, Эдуард Мартынович вернулся домой, сказал жене, что устал и хочет отдохнуть. Прилег на диван, уснул и... не проснулся. Сотрудники НКВД запретили делать вскрытие...

В 1980 году инициативной группой ветеранов «Аэрофлота» было предложено назвать улицу в Тюмени именем Э. М. Лухта. К сожалению, улицы с таким названием до сих пор нет.

Виктор ЮЖАКОВ


Эдуард Мартынович ЛухтЛУХТ Эдуард Мартынович (10.08.1893, с. Каракура Перекопского уезда Таврической губернии — 29.05.1940, г. Тюмень), эстонец, летчик. Окончил Самарскую школу морских летчиков (1919), Качинскую школу высшего пилотажа (1924), учился в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. В 1914–1917 годах служил авиамотористом в Первой воздушной бригаде Балтийского флота. Участвовал в штурме Зимнего. Конвоировал царскую семью в Екатеринбург. В 1918–1921 годах воевал на Волге, в Приуралье, служил в гидроавиаотрядах Волжской и Днепровской флотилий. В 1926 году участвовал в Первой воздушной полярной экспедиции. В должности командира 68-го авиаотряда принимал участие в разгроме белокитайцев во время конфликта на КВЖД в 1929 году командовал авиацией Особой Дальневосточной армии. В 1938 году в звании полковника демобилизован и назначен командиром Обского отдельного отряда ГВФ.