Разговор человека с собакой. Новая встреча с монооперой Александра Новикова

Рисунок Александра ЛепетухинаВ январе в Хабаровской краевой филармонии состоялся Чеховский вечер, где произошла новая встреча с монооперой Александра Новикова «Разговор человека с собакой». Исполнили произведение оркестр камерной музыки «Глория» (дирижер заслуженный деятель искусств Республики Удмуртия Сергей Разенков) и солист заслуженный артист России Владимир Жибоедов.

Любая премьера сочинения Новикова в Хабаровске всегда была событием, которого ждали с интересом и любопытством. Мастер умел удивлять, поэтому первое исполнение в Хабаровске монооперы по рассказу А. П. Чехова в 2006 году для многих стало откровением. Композитор был очень разборчив, выбирая исполнителей своей музыки, и когда писал ее, точно знал, в чьи руки она попадет. Так оказалось и с новой оперой по Чехову.

Новиков всегда с благодарностью отмечал ее первых и пока единственных исполнителей — пианиста Владимира Будникова и певца Владимира Жибоедова. Их совместную работу вполне можно назвать сотворчеством. В первой редакции опера имела только одну строчку для солиста и сокращенную запись гармонии для аккомпаниатора. После премьеры в Японии композитор записал клавир. 29 января 2012 года зрители знакомились с третьим вариантом оперы. Инструментовку сделал Владимир Будников, оттолкнувшись от идей, которые в свое время проговаривал автор, и руководствуясь своим пониманием произведения. В итоге в партитуре объединены струнный оркестр, джаз-трио (ударник, контрабас, рояль) и сольные инструменты (тромбон, труба, кларнет, бас-кларнет). В таком красочном оркестровом варианте смысловые подтексты становятся более выпуклыми, а сюжетная интрига раскрывается более динамично.

Владимир Будников, Александр Новиков, Владимир ЖибоедовБлизкие Александра Новикова говорят, что Чехов всегда был одним из его любимых авторов. Короткий, но емкий по смыслу рассказ «Разговор человека с собакой» он приметил еще будучи выпускником консерватории. Но, конечно, так ярко подать чеховский материал, расставить в нем акценты мог только человек, за плечами которого уже школа жизни. Здесь так же, как у Мусоргского, Шостаковича, присутствует смеховое начало, множество комических деталей. Но это «смех сквозь слезы».

Слушая оперу Новикова, невольно думаешь о родстве душ двух авторов.

«Главное, будьте веселы, — советовал Чехов в одном из писем, — смотрите на жизнь не так замысловато; вероятно, на самом деле она гораздо проще. Да и заслуживает ли она, жизнь, которой мы не знаем, всех мучительных размышлений, которыми изнашиваются наши российские умы, — это еще вопрос».

Натуре Новикова были чужды пессимизм и уныние. В отношении ко многим псевдоглубокомысленным лозунгам сегодняшнего дня просвечивали ирония, сарказм. Сфера трагикомического, блистательно воплощенная в музыкальном слове, спасала композитора и была его способом выразить отношение к тому, что волновало в окружающей жизни. Интеллектуальная игра окрашивала пронзительную музыкальную речь.

Рассказ Чехова о «царе природы» коллежском секретаре Алексее Ивановиче Романсове исключительно музыкален, и эта музыкальность подхватывается композитором. Я написала имя чиновника и поймала себя на мысли, что оно поется, звучит внутри фразой композитора. Возникает иллюзия, что слово изначально пришло к нам с музыкальным сопровождением. Кстати, в то время, когда Чехов работал над этим рассказом, он купил пианино и устраивал «маленькие музыкальные вечерки, на которых поют и играют».

Работа над монооперой – процесс напряженныйНовиков через ностальгический вальс, сентиментальные романсовые интонации передает атмосферу чеховского времени. Яркие музыкальные формулы, воплощенные в том числе и языком джаза, живописуют отдельные моменты текста, создавая портрет «героя». Но ему, заблудшему казнокраду и взяточнику, выворачивающему душу перед собакой, автор сочувствует и сострадает. Ведь, по словам композитора, главная мысль оперы — это мотив одиночества. Александр Новиков считал, что любое искусство — это, прежде всего, воздействие на человеческую душу, целенаправленное изменение настроения, строя мыслей. «Желательно, чтобы прикосновение к внутреннему миру человека несло положительный импульс», — говорил композитор.

XX и XXI век поставили производство композиторов на поток. Музыки пишется много, но не всякую хочется слушать и не всякое сочинение можно назвать музыкой. В произведениях дальневосточного автора всегда есть нерв, живая пульсация, яркость материала, смысл. Музыка Новикова общительна, к ней хочется возвращаться еще и еще. А разве не этого хотел композитор, когда говорил, что сочиняет музыку для людей, потому что писать для себя — дело скучное.

Лариса МИХАЙЛЕНКО
Фото из архива Елены Новиковой и Владимира Будникова